Рыцари ордена св. Иоанна Иерусалимского

Когда в 1099 г. Иерусалим заняли крестоносцы, улицы города были завалены убитыми, умирающими и ранеными. Вскоре начались эпидемии. Но история ордена началась несколько раньше. В 1070 г. группа купцов из порта Амальфи в Италии основала странноприимный дом св. Иоанна Милостивого. Гостиница эта находилась неподалеку от храма Гроба Господня. Странноприимный дом представлял собой гостиницу для паломников, где можно было получить жилье и пищу. Купцы из Амальфи занимались перевозкой паломников на Святую Землю, поэтому организация странноприимного дома была логичным шагом в их бизнесе. В гостинице работали монахи-бенедиктинцы и монахини из Амальфи. Руководил работой гостиницы некий брат Герард.

Перед или во время осады странноприимный дом закрыли, а его персонал изгнали из города. Но после осады брат Герард снова появился в городе. Крестоносцы охотно поддержали его деятельность. Первый правитель Иерусалима Годфри Булонский оценил работу монахов брата Герарда и подарил им участок земли. Примеру Годфри последовали многие другие состоятельные крестоносцы. Балдуин Булонский после победы над Египтом, пожертвовал госпиталю десятую часть военных трофеев. Вскоре странноприимный дом получил столько пожертвований, что когда в 1120 г. брат Герард умер, его последователям удалось основать целую сеть больниц и странноприимных домов по всей Святой Земле.

В 1113 г. Герард вышел из бенедектинцев, создав собственный орден госпитальеров. Сменивший Герарда на посту главы ордена Раймонд дю Пюи продолжил развитие сети госпиталей, пока в каждом из палестинских портов, принимавших паломников, не было организовано по госпиталю св. Иоанна. Кроме того, дю Пюи предпринял меры для охраны паломников на пути от побережья к Иерусалиму. Устав ордена предусматривал возможность использования оружия для защиты госпиталей, самого ордена и Иерусалима. Это логическое продолжение деятельности ордена решительным образом изменило структуру самого ордена.

В 1126 г. впервые упоминается коннетабль ордена, что свидетельствует о постоянном участии ордена в боевых действиях. Упоминается также о 20 монахах, которых отрядили охранять Гроб Господень. Охранников именовали «канониками Гроба Господня». Эти монахи, по-видимому, были рыцарями, принявшими монашеские обеты. Военные члены ордена носили белые плащи с красными иерусалимскими крестами, а также белые сюрко с простым красным крестом. В сражении они поднимали белый флаг с красной каплей, символизировавшей Кровь Господню. Возможно, рыцари не входили в состав ордена на тех же основаниях, что и монахи. Позднее настоящие рыцари св. Иоанна также именовались рыцарями Гроба Господня. Когда король Альфонсо Арагонский и Наваррский умер в 1134 г., он завещал свое королевство госпитальерам, тамплиерам и «каноникам Гроба Господня».

В 1130 г. папа позволил ордену в боях с неверными поднимать флаг: красное полотнище с белым крестом. В 1136 г. иерусалимский король подарил ордену замок Гибелин (Бетгемлин). В 1139 г. граф Раймонд II Триполитанский пожаловал госпитальерам два своих главных замка. В 1142 г. орден получил еще четыре замка, включая грандиозный замок Крак де Шевалье. Для обороны замков требовались постоянные гарнизоны. Так, для обороны замка Крак-де-Шевалье требовалось не менее 200 рыцарей и сержантов. Но нет никаких свидетельств о том, что орден в этот период участвовал в каких-либо боевых действиях. С другой стороны, представляется невероятным, чтобы правители передавали столь важные крепости во владение организации, неспособной их защитить. Известно, что в 1157 г. на помощь осажденному замку Баньяс орден отправил целую колонну, а в 1168 г. орден выставил 500 рыцарей для участия в египетской кампании. Поэтому мы можем уверенно считать, что уже в 1136 . орден располагал заметной военной мощью. К этому времени в ордене уже существовала должность маршала, в обязанности которого входило набирать и командовать наемниками. В 1168 г. маршал уже командовал собственными рыцарями ордена. Hyp ад-Дин, атабек Мосула рассматривал солдат ордена как опасных противников. Взятых в 1157 г. в плен госпитальеров он приказал казнить. Мы не можем сказать точно, были ли пленные воины братьями ордена, рыцарями, получившими в лен земли от ордена или простыми наемниками.
рыцари-госпитальеры
1. Рыцарь-госпитальер, XII-XIII вв.
Типичный крестоносец: большой шлем с плоским верхом, остроконечный щит, кольчужные доспехи, длинное сюрко. Госпитальеры в начальный период своей истории следовали бенедиктинскому или августинскому уставу. В обоих случаях полагалось носить черную одежду. Между 1120 и 1160 г. на груди рыцари стали носить белый крест в качестве опознавательного знака ордена. До нас не дошло ни одного изображения креста XII века, но в 1224 г. на печати магистра изображен простой латинский крест. Неудобную мантию в 1248 г. заменили черным сюрко с белым крестом на груди. Знамя «рыцарей Гроба Господня».

2. Туркопольер, XII-XII вв.
Туркопольеры были сирийскими наемниками на службе у военных орденов в период крестовых походов. Чаще всего туркопольеры выступали в роли конных лучников. Источники того времени описывают их как легко вооруженных воинов. Стеганый акетон — наиболее вероятный тип доспехов. Слово «акетон» происходит от арабского аль-кутун, стеганых сарацинских доспехов, сочетавших в себе легкость и достаточную прочность. Небольшой щит украшен эмблемой соответствующего военного ордена. Дополнительно туркопольер мог вооружаться легкой пикой. Обычно туркопольеры держались во втором ряду и поддерживали действия рыцарей, составлявших основную ударную силу армии.

3. Пеший воин, ХII-ХIII вв.
Эта иллюстрация имеет прототипом рисунок из Библии Мацеёвского (1250 г.). Наемники всегда сопровождали крестоносцев, служа копейщиками или арбалетчиками. Типичная экипировка наемника: стеганые доспехи, длинное сюрко, шлем-котелок, кольчужные лосины, большой щит с крестом. Цвет поля и креста на щите соответствовал тому ордену, какому служил наемник.

              

Добавить комментарий