Лодки и корабли

Способность к мореплаванию и ведению войны на море были важными аспектами конфликта. Особенно большую роль море играло в ходе кампаний Дании и Швеции. Тевтонский орден и германские крестоносцы от моря зависели в меньшей степени, так как в их распоряжении имелись и сухопутные коммуникации.

Вплоть до XIV века скандинавские государства, в первую очередь Норвегия и Дания, продолжали использовать корабли, представлявшие собой развитие больших ладей викингов. По-шведски такой тип корабля назывался snacka. Это было идеальное средство транспортировки живой силы, поскольку каждый корабль брал на борт до 25 человек со всей экипировкой.Корабль отличался мореходностью, мог двигаться как под парусом, так и на веслах. Неглубокая осадка корабля позволяла действовать на мелководье, в устьях рек и на озерах, а также приставать к берегу практически в любой точке, где имелся пляж. Универсальность корабля в сочетании с его мореходными качествами делали его пригодным для транспортировки грузов, а также высадки десанта.

Главным недостатком шнявы было то, что она не особенно подходила для ведения морских сражений, для чего предназначался когг, который мог нести больше солдат и был больше размером. Борт когга значительно выше поднимался над водой, а на носу и корме когга часто сооружались башенки, на которых занимали боевые места стрелки. Высокий борт позволял издалека расстреливать низкобортные шнявы.

Народы, населявшие восточное и южное побережье Балтики, часто совершали набеги на соседей, также как в прошлые времена поступали жители Скандинавии. Их корабли, как принято считать, конструктивно походили на ладьи викингов. Технологическая отсталость привела к тому, что береговая зона быстро отошла к крестоносцам. Поэтому морских сражений между язычниками и крестоносцами практически не было. После того, как европейцы полностью перешли на высокобортные когти, беспалубным балтийским кораблям не осталось никаких шансов. Лишь когда крестоносцы начали войну на суше, установился баланс сил. Литовцы и новгородцы имели речные флотилии, с помощью которых успешно блокировали водные пути, перерезая коммуникации крестоносцев.

Балтийские корабли.

Балтийские корабли

А) Корабль из Хельгеандсхольмена, датируется первым десятилетием XIV в. Интересный пример корабля snaecka, использовавшийся при формировании армий-ледунгов на протяжении предыдущих столетий. Длина 22 м, ширина 3,5 м. Важная особенность по сравнению с кораблями викингов — рулевое перо подвешено на петлях к ахтерштевню. Корабль мог ходить как на веслах, так и под парусом, его низкая осадка позволяла ему подходить близко к берегу для высадки десанта.

B) Реконструкция когга из Бремера, 1380-е гг. Мачта и снасти отсутствуют, по идее на носу должна была стоять башня.

C) Реконструкция корабля Гарольда Окерлунда, обнаруженного в Кальмаре и датированном серединой XIII в. Это был грузовой транспорт длиной 11 м и шириной 4,55 м.

Скандинавские печати как иллюстрация балтийских кораблей.

Скандинавские печати как иллюстрация балтийских кораблей.

(Вверху) Печать города Бергена, 1376 г.
Изображен старый скандинавский корабль. Корабли такого типа использовались в ходе первых крестовых походов, или, как минимум, о таких кораблях еще помнили и использовали их в качестве символов. Очевидна схожесть с ладьями викингов.

(Внизу) Печать города Штральзунд, 1329 г.
Изображен когг с башнями на носу и корме. Этот тип корабля стал наиболее распространенным кораблем на Балтике на протяжении нескольких следующих столетий. Известно несколько основных вариантов коггов.

              

Добавить комментарий