Рыцарство: мотивация и оплата

Главной движущей силой Крестовых походов было католичество. Католическая церковь поддерживала это горение. Даже когда к концу XIII века накал религиозных чувств начал остывать, служба на Святой Земле считалась среди рыцарей огромной заслугой. В своей поэме Рутбёф славил Жеффри де Сержина, командира французского полка в Акре, используя как религиозные, так и военные эпитеты, лестные в конце XIII века:

Я думаю, что мой подробный рассказ о его доблести и богатстве,
Его знатном роде и здравом смысле будет скучным.
Он был верен своему сюзерену настолько, что согласился отправиться с ним
За море, освобождать Святую Землю. Он охотно отдавал свои долги Богу,
Каждый день его спокойной службы в Джаффе был службой Богу,
Если только спокойствие вообще возможно на службе.
Все злые соседи, жестокие нечестивые сарацины
Всегда могли рассчитывать на поединок с ним.

Часовня замка Маркаб, северо-западная Сирия, конец XII века.

Часовня замка Маркаб, северо-западная Сирия, конец XII века. Черный вулканический камень с отделкой из белого известняка. Лучшие жилые строения в княжестве Антиохия были построены в таком стиле.

Рыцари латинских государств на эгейском побережье были более секуляризированы. Многие запросто бросали службу, если их сюзерен уже не мог расплатиться с ними. Каталонцы, вторгшиеся позднее в Грецию, без колебаний заключали долговременные союзы с мусульманами. К 1330-м годам итальянские правители эгейских государств стали называться иллик-кафирлери, то есть «приграничными немусульманскими правителями» и присягали туркам в верности.
Война считалась святым делом. Считалось, что дело воинов сражаться за своего сюзерена независимо от характера войны. Начало несправедливой войны считалось грехом только сюзерена, но не его воинов. Кодекс рыцарской чести применялся лишь в том случае, если его придерживались обе стороны. Соответственно, ни о каких ограничениях в войне с мусульманами или воинами неблагородного происхождения речи не шло. Все шире распространялась и практика кровной мести. Однако налет и религиозности на рыцарях оставался. Старинная практика освящения нового рыцарского меча превратилась в пышную церемонию. К тому времени отчетливо проявились различия между, условно говоря, северной и южной рыцарскими традициями. Если сначала в Утрмере явно доминировала северная традиция, то позднее ее очевидно вытеснила южная. Южане мало уделяли внимание церемониям и идеалам. К военной службе и походной жизни они подходили утилитарно. Эта деградация объяснялась тем, что в урбанизированной Италии военное сословие в большинстве своем составляли не потомственные феодалы, а дети буржуа и ремесленников, достаточно состоятельные для того, чтобы приобрести себе очень дорогие доспехи.

Тем не менее, социальный статус рыцарства продолжал сохранять свою высоту. В XIII веке в королевстве Иерусалим постоянно изменяли законодательство, стараясь сохранить феодальную структуру общества в условиях отсутствия земли. Статус рыцаря стал определяться прежде всего деньгами. Для содержания рыцаря в года требовалось 900-1000 безантов, эту сумму рыцари получали, выступая в роли наемника. Если денег не хватало, рыцарь мог заложить часть своей экипировки и доспехов. Король Иерусалима брал на себя выплаты тем рыцарям, которые понесли материальный ущерб, служа за пределами королевства. Сумма выплат колебалась по территории Утрмера, но в целом рыцари получали в два-три раза больше, чем арбалетчики, что подтверждало высокий социальный статус рыцаря, а также указывало на высокую стоимость военной экипировки. В «Военном законе Николаса де Жойнвилля» ежегодная выплата за службу в Ахайе составляла 800 гиперперов для рыцарей, прибывших из-за границы, 600 гиперперов для рыцарей местного происхождения, и 400 и 300 гиперперов для иностранных и местных оруженосцев, соответственно.

Самой дорогой частью военной экипировки был боевой конь. Лошадь рыцаря захватывали в первую очередь, что привело к сильному арабскому влиянию в европейском коневодстве. Для разных целей использовались разные типы лошадей. От боевого коня требовалась смелость и выносливость. Боевой конь должен был участвовать в битве, не обращая внимания на полученные раны. Конечно, далеко не все кони были идеальными. В «Законах тамплиеров» описываются недостатки боевых лошадей. Боевых лошадей берегли, садясь на них буквально перед самой атакой. Сидеть в полных доспехах в седле, когда конь двигался полной рысью, было настолько неприятно, что это иногда использовали в качестве наказания. Перед самым строем противника рыцари переходили в галоп, стараясь смять и прорвать строй, что означало победу.

Если латинские государства на эгейском побережье испытывали недостаток только в людях, но не в лошадях, то государства Святой Земли находились в худшем положении. Арабские конные лучники постоянно обстреливали рыцарских лошадей, причиняя огромные потери конскому поголовью. Цены на лошадей на Святой Земле стояли астрономические. Более-менее приличный боевой конь обходился в сумму равную годовому доходу феода средней величины. Кобылы были значительно дешевле жеребцов, а лучшие кони стоили вдвое против обычных.

Вопреки распространенному мнению арабские кони были большего размера, чем европейские. Поэтому в XIII веке Западная Европа активно импортировала арабских лошадей. В Италии и на Сицилии начали разводить арабских лошадей и также продавать их в Европу. Государства крестоносцев на эгейском побережье и на Святой Земле закупали огромное число лошадей, а также различных принадлежностей, вроде подков. Наиболее активные поставки конских принадлежностей вела южная Италия. Там же появились самые первые в Европе книги по ветеринарии. В огромных количествах на Святую Землю поставлялся фураж, который часто содержал такое количество мусора, что его приходилось дополнительно просеивать. Трава и сено, заготовленные на полях, находящихся под паром, были достаточно калорийными, так как уборка зерна сопровождалась большими потерями. Упавшие на землю зерна прорастали и давали дополнительный урожай.

Лошадиная упряжь, XIII-XIV в.в.

Лошадиная упряжь, XIII-XIV в.в.

1. Оседланный боевой конь.
2. Боевой конь в сплошном доспехе, распространенном в Утрмере и на Ближнем Востоке.
3a. Деревянная рама боевого седла.
3b. Боевое седло в сборе: кожаное сиденье, кожаная обивка, двойная подпруга, грудной ремень и стремена.
3c-e. Бронзовое стремя, вид спереди, сзади и в разрезе.
3f. Другой метод крепления седла грудным ремнем, пропущенным за задней лукой.
3g. Еще один вариант седла, передняя лука усилена чемоданом, защищающим ноги всадника.
4a. Тяжелый мундштук и узда.
4b. Вид на мундштук сверху.
5. Железная подкова.
6. Полностью защищенный доспехами боевой конь с двойным поводом. Повод из цепочки, обшитой кожей, использовался в бою, обычный кожаный повод во время походов.
7. Боевой конь с седлом позднего типа. Изогнутая задняя лука седла охватывает пояс всадника. Такие седла появились середине XIV века, но распространение получили позже.
8. Глубокое седло раннего типа.
9. Боевое седло позднего типа.
10. Подкова, вид снизу и сбоку.
11. Шамфрон,защищающий голову боевого коня. Наружный слой снят, показана конструкция внутреннего каркаса. Снаружи шамфрон обшит жесткой кожей, глазницы выпуклые, внутри стеганая подкладка.
12 a-c. Различные типы стремян XIV века.
13. Мундштук сложной конструкции.
14. Простой мундштук.

              

Добавить комментарий