Государства крестоносцев: общество и культура

Латинская элита сохранила гипертрофированное чувство своего превосходства над неевропейскими народами. Причем это чувство сохранялось и долгое время после того, как реальное преобладание было утеряно. На протяжении XII века рыцари Утрмера все отчетливее ощущали себя элитой. Однако многие рыцари были слишком бедны, чтобы найти себе невест за пределами Утрмера. Папе даже пришлось издать буллу, в которой крестоносцам разрешалось заключать родственные браки. Православные, напротив, всячески противились кровосмесительным бракам.

Рыцари Утрмера были прежде всего военным сословием. Однако их образ жизни скорее соответствовал урбанизированной Италии, чем сельской Франции. В королевстве Иерусалим имевшиеся территориальные феоды находились во владении городской аристократии, которые собирали доход с помощью деревенских старост также, как и делали это до прихода крестоносцев. Похожая систем действовала и на Кипре, а также, в меньшей степени, в латинских государствах и в Греции. Замки и поместья в Утрмере значительно отличались друг от друга. Археологи не могу выделить какой-то специфический стиль замка крестоносца. Образ жизни был такой же, как и в Южной Европе. В погребах хранились основные запасы зерна для людей и животных. В наземных помещениях проводились торжества и церемонии. Ворота часто украшали гербами. В 1252 году граф Джаффы развесил свои гербы у каждой амбразуры своего замка. Грубые вырезанные на камне гербы обнаружены в Аскалоне.

Кипр не имел серьезных укреплений до тех пор, пока к концу XIV века не усилился натиск мамелюков с моря. Похожим образом обстояли дела и в Афинском герцогстве. Военная элита княжества Ахайя предпочитала строить себе изолированные замки на вершине гор. Замки крестоносцев в Греции построены скорее в мусульманском, чем в византийском стиле, что свидетельствовало о том, что из Сирии и Палестины бежали не только рыцари, но и каменщики и архитекторы.

В первое время рыцари жили среди купцов и простонародья, что создавало социальный конфликт. Крестоносцы формировали землячества. Каждая национальная группа имела своим небесным покровителем отдельного святого и ходила в свою церковь. Городские постройки практически не изменились, лишь мечети переделали в церкви. Многие крестоносцы считали, что восточные болезни вызываются местной диетой. В то же время, и на Святой Земле и на Кипре элита усвоила местный образ питания и способы бороться с неблагоприятными климатическими условиями.

Дома богатых семейств на Кипре строились в мусульманском стиле. Там даже имелись своеобразные «гаремы». Мало известно о домах в Акре, однако до нас дошло подробное описание каирского дома XII века. В сохранившемся документе дом описан так, что это скорее напоминает рекламное объявление нынешних агентств недвижимости. Дом с прилегающим двором занимает пространство между тремя улицами. Двор разделялся на передний и задний. Имелось отдельное помещение для женщин и хлев. Колодца на территории не было, зато имелась кухня и вентиляционная башня. Передний двор имел деревянные ворота. Прихожая вымощена скамьями для посетителей. Затем шел коридор и две гостиные, расположенные одна против другой. В гостиные вели резные двери. Одна комната отделывалась резными деревянными панелями. Большой кабинет и вентиляционная башня имели свои резные двери. Там же имелся позолоченный бассейн. Пол и стены покрывались мрамором, а потолок расписан маслом в сирийском стиле. Вторая гостиная отличалась от первой тем, что бассейн был не позолоченный, а отделанный цветным мрамором. В обеих комнатах были по две софы. Во внутреннем дворе имелся фонтан, а пол и стены двора также отделаны мрамором. Из внутреннего двора несколько резных деревянных дверей вели в небольшие комнаты. Кухня и ванная комната, также выходящие во внутренний двор, вымощены мрамором и покрыты отштукатуренным сводом. Имелись два балкона, на которые вели каменные лестницы. На втором этаже шла галерея и три комнаты, в каждую из которых вела отдельная дверь. Крышу по краю окружали перила. Вода в дом подавалась по городскому водопроводу. Следует повторить, что все описанное великолепие представляло собой среднего качества дом. Поэтому вполне понятны те восторги, которые выражали европейцы, посещавшие города Утрмера.

К концу XIII века сравнительно высокий уровень комфорта удалось создать даже в замках. Полы центральных зал покрывали коврами, стены расписывали. Для создания хорошей атмосферы в помещениях распыляли восточные благовония. Купание рассматривалось не столько как гигиеническая процедура, сколько как способ получить удовольствие. Именно это обстоятельство объясняет негативное отношение к купанию со стороны церкви. Свободное время рыцари проводили, слушая музыкантов и певцов. Местное население было шокировано привычкой крестоносцев пить неразбавленное вино, что в Греции считалось признаком варварства и дикости. Иногда устраивались грандиозные празднества. Однако к концу XIII века рыцари обеднели настолько, что им стало не до праздников. Анжуйский король даже посылал корабли с зерном, для голодающих рыцарей.

Костюм рыцарей был мало подвержен восточному влиянию. Несмотря на то, что в 1211 году Виллибранд Олденбургский описал одежду кипрской элиты словом «поношенный», в обиход рыцарей вошли цветные восточные ткани, и ощущалось влияние восточных мод. Летом носили большие шляпы. Летняя одежда была более европейской, чем зимняя. Члены рыцарских орденов носили более скромную одежду. Богатые рыцари носили сапоги с остроконечными носами – chausses avantpies и цветные головные уборы. Более простыми считались белые головные уборы и galoches. Совсем простой обувью были soliers. В 1263 году запретили ношение вышитых кушаков toaillon rechame, в 1288 году – долгополых hargans, в 1300 – укороченных hardie, а в 1302 году – сандалий planeaus. В 1295 году госпитальерам разрешили носить белые покрывала на голову – oreillet или aureillier – прикрывавших уши. Тем временем на Кипре и в латинских государствах на эгейском побережье местная элита старалась как можно четче выделить себя из местного населения. В качестве символа рыцарства рыцари постоянно носили шпоры, меч и поясной ремень.

Если латинские авторы неизменно изображали рыцарей Утрмера только с положительной стороны, арабские авторы часто глядели на своих противников по-другому. Среди мусульман популярностью пользовались рассказы о крестоносцах как о тупых варварах. Примерно так в современных голливудских фильмах изображают вьетнамцев или советских солдат. Города крестоносцев изображались рассадниками порока, азартных игр и пьянства. Крестоносцев считали грязными, глупыми и распущенными, но при этом смелыми и сильными. О европейских женщинах говорилось, что они вообще ни на что не годны.

Католицизм был главным препятствием, мешавшим латинской элите ассимилироваться в византийское общество. Ассимиляции мешала и сильная культурная связь с Западной Европой. Литература, художество и даже обычаи соответствовали принятым в Европе. Однако в плане архитектуры и искусства крестоносцы заметно уступали своим соседям. До нас дошло много фрагментов настенной росписи, о многих других мы знаем по литературным описаниям. Наиболее популярным мотивом в росписи была осада Трои. Стены замка Сен-Омер в Фивах украшали сцены покорения крестоносцами Сирии. Хотя по городам Утрмера путешествовало много трубадуров, их репертуар оставался во многом вторичным. Известно только, что лишь некоторые фрагменты старофранцузского цикла о крестоносцах написаны в Утрмере. Популярностью пользовались рассказы о греческих античных героях, особенно история войны с амазонками и осады Трои. Литература латинских государств во многом напоминала франкоязычную литературу Южной Италии. Популярностью пользовались истории о короле Артуре. Лишь в XIV веке итальянский язык начал вытеснять французский в качестве языка элиты латинских государств в Греции.

Характерной чертой литературы XIII века были любовные истории. Они имели скорее арабский романтический характер, чем натуралистический греко-романский. Постепенно отношение к женщинам менялось. Если сначала их рассматривали в качестве ценного имущества, то позднее они по своему статусу стали мало уступать мужчинам. При этом идеал рыцарства приобрел отчетливо сексуальную окраску. Удивительно, но в возникновении любовного рыцарского романа большую роль сыграли монахи-тамплиеры. Чтобы не загружать текст деталями, скажем лишь, что тамплиеры широко пропагандировали истории из жизни царя Соломона, который считался половым гигантом.

Мужской костюм, середина XIII века

Мужской костюм, середина XIII века

1a. Мешковатые льняные нижние штаны, подвязанные шнурками.
1b. Штанины можно было поднять и подвязать шнурком.
2a. Поверх надевались шерстяные чулки, подвязываемые к поясу нижних брюк.
2b. Позднее чулки стали пристегивать на пуговицу.
2c. Еще один способ подвязки с помощью кожаного ремешка.
2d. Чулки иногда украшались кожаными ремешками с латунными накладками.
3. Различные типы мягкой кожаной обуви.
4. Различные типы жестких кожаных сапог.
5. При ходьбе по грязи часто надевались поверх обычной обуви сандалии на высокой подошве.
6. Рубаху, отделанную шитой тесьмой, надевали навыпуск.
7. Верхняя рубаха с разрезом спереди.
8. Верхняя рубаха с сбоку.
9. Модная верхняя с длинными рукавами, закатанными вверх.
10. Фрагмент ткани с геральдическим рисунком.
11. Вариант верхней рубахи, известный как bliaut, иногда из дорого шелка и богато расшитой.
12. Укороченная верхняя рубаха с экстравагантными длинными рукавами с разрезом.
13. Простая верхняя рубаха.
14. Garnache из плотной шерсти.
15. Gardecorps — род верхней одежды из плотной шерстяной ткани.
16a. Белый льняной чепец с завязками под подбородком.
16b. Простой капюшон.
16c. Капюшон позднего типа с коротким liripipe сзади.
16d. Капюшон на пуговицах с длинным liripipe.
16e. Капюшон с фестончатым краем, надетый на голову в виде шапки.
16f. Темная фетровая шляпа с удлиненным козырьком.
16g. Темная фетровая шляпа с загнутыми вверх полями.Надета поверх капюшона.
16i. Соломенная шляпа с широкими полями, надетая поверх чепца.
16j. Темный фетровый берет, с отвернутым наверх краем. Надет поверх чепца.

                 

Добавить комментарий