Геральдика

Рыцари гордились качеством, внешним видом и хорошим состоянием своей экипировки. Дорогая, богато украшенная экипировка укрепляла репутацию рыцаря, тогда как старые мятые ржавые доспехи и оружие расценивались как позор. То же самое касалось одежды. Рыцари богато наряжались в одежды, которые «отважный рыцарь должен носить с гордостью». Фактически с помощью доспехов, одежды и вооружения рыцарь демонстрировал свой общественный статус.

Стилем своих доспехов рыцари также показывали свою политическую ориентацию. Например, украшенные кожаные доспехи из анжуйских владений в Италии обозначали в XIV веке партию гвельфов, враждовавших с гибеллинами. Наиболее богатые доспехи этого типа изображены на надгробном памятнике Лоренцо Аччайоли, умершего в 1353 году. Семейство Аччайоли служило в Неаполе, Сицилии, Греции и на Святой Земле.

Геральдика на Святой Земле следовала тем же правилам, что и в Западной Европе. Геральдические изображения постоянно наносились на матерчатую обшивку доспехов. Эти изображения гербов назывались connaissances. Их наносили на сюрко, вымпел, щит, а также конскую упряжь и оружие. В поэме Roman de Troie, написанную в 1160 году, есть такие строки:

«Оружие новое
Шлем, кольчуги, щиты и седла,
Все одного цвета,
Который нравится хозяину,
И по которому все узнают друг друга».

В поэме XIII века Galeran продолжается тема подготовки рыцарей к турниру:

«Каждый старается надеть новый чистый сюрко.
У одного рыцаря на щите блистает изображение башни,
У другого –лев, у третьего – кабан, у того – леопард, а того – рыба.
У кого-то зверь, птица или цветок на вершине шлема.
У кого-то вымпел черный, у кого-то белый, у кото-то синий, у кого-то зеленый.
А у кого-то красный герб с листьями».

К XIII веку рыцари Утрмера стали помещать свои гербы на конских шамфронах, чтобы обозначать себя спереди во время атаки в плотном строю. К середине XIV века европейская геральдическая систем распространилась за пределы Утрмера по всем Балканам. Карл Фопия, правитель албанского княжества Дуррес поместил на свой герб французские лилии (fleur-de-lys) по той причине, что его матерью была Елена Анжуйская, а также в знак верности анжуйским правителям Южной Италии. Лилии до сих пор присутствуют на боснийском флаге.

Тем временем, геральдические мотивы стали использоваться в качестве гребней на больших шлемах. Например, некоторые военачальники армии Фридриха II на Кипре носили на шлемах маленькие металлические митры, которые вероятно символизировали их власть. Под влиянием западной традиции в Армянской Киликии носили шлемы с короной и львом.

Рыцарский турнир на Коринфском перешейке, 1302 г.

Рыцарский турнир на Коринфском перешейке, 1302 г.

Турнир на Коринфском перешейке состоялся весной 1302 года. На него собрались рыцари со всех латинских государств в Греции. Среди участников было семеро чемпионов, одетых в зеленые таффеты и золотую чешую. В бою между молодым герцогом Афинским и старым опытным мастером Вильямом Бушаром, конь Бушара ранил герцогского коня острым шипом на своем шамфроне, что и определило победу Бушара.

Добавить комментарий