Вспомогательные службы янычар

Наиболее важными вспомогательными службами в янычарском оджаке были джебеджи («оружейники») и сака («распределители воды»). Последние сопровождали солдат в битве и оказывали помощь раненым. Джебеджи занимались разработкой, изготовлением и ремонтом вооружения. Кроме того, они составляли отдельное оперативное подразделение. В 1574 г. они являлись небольшим ядром группы из 625 мастеров, приданных артиллерии. Позднее их численность значительно возросла. Все крупные гарнизоны включали в себя по нескольку джебеджи.

Вспомогательный состав оджака, не принимавший участия в битвах, включал в себя 100 язиджи (писцов). Во главе стоял енычеры кятиб («секретарь янычар»). Отдельно от них существовали ода язиджи («казарменные писцы»). Они под началом баш язиджи («главного писца») вели документацию орты. Следующей вспомогательной службой была кярхане. Первоначально она состояла из 34 групп ремесленников, во главе каждой из которых стоял уста («мастер»). Эти ремесленники участвовали в военных кампаниях и пользовались некоторыми янычарскими привилегиями. Количество этих групп гражданских мастеровых стремительно возрастало, и вскоре их стали объединять под названием орду эснаф («армейские ремесленники»). Во время главных кампаний османскую армию сопровождали плотники, мастера по изготовлению мечей и луков, шорники, торговцы льняными товарами, сапожники, цирюльники, кузнецы, свечники, продавцы вареных бараньих голов, изготовители железных набоек для каблуков, фармацевты, вязальщики одежды из козьей шерсти, изготовители туфлей, специалисты по пошиву кафтанов, специалисты по пошиву штанов, торговцы шелком, медники, жестяншики и булочники. К XVIII в. все они обладали определенным статусом, а многие из них даже называли себя янычарами, претендуя на соответствующую оплату.

Еще одной характерной чертой османской армии был мехтерхане — военный оркестр. Османская империя была первой страной в Европе, которая организовала у себя постоянную службу военных музыкантов. Мехтерхане состоял из отдельных групп, в состав которых входили большой барабан, литавры, кларнет, труба и тарелки.

Оркестр султана состоял из девяти таких групп, оркестр енычеры агасы — из семи. Свои собственные небольшие оркестры были у каждого полка и гарнизона. Музыканты мехтерхане играли, выстроившись полукругом; сидя играл только литаврщик. Большие кесы, или боевые барабаны, могли размещаться на спине верблюда, да и все музыканты мехтерхане могли играть, сидя в седле. Изготовлением инструментов занимались 150—200 мастеров. По происхождению они были в основном греками или армянами. Их мастерские располагались во дворце Топкапы. (Певцы-чевгани, выступления которых до сих пор привлекают внимание туристов на улицах Стамбула, попали в состав мехтерхане только в кон. XVIII в.) Мехтерхане исполняли «мелодии Афрасиаба», то есть персидскую военную музыку. Яркое описание исполнения этой музыки оставил в 1683 г. турецкий путешественник Эвлия Челеби: «…пять сотен трубачей подняли такой шум, что планета Венера и все небеса пустились в пляс… Все эти игроки на барабанах, литаврах и тарелках одновременно начали движение, ударяя в свои разнообразные инструменты, и можно было подумать, что перед нами проходит армия Хама Пура». (Хам-Пур был традиционным врагом Александра Великого).

Мехтер - войсковой оркестр янычар

Мехтер — войсковой оркестр янычар

1. Мехтербаши ага — дирижер
Одежда музыкантов войскового оркестра мехтерхане отличалась от одежды музыкантов европейских оркестров одной существенной деталью: если европейцы стремились придать своим оркестрантам величественный вид, то у турок он был совершенно неброским. Даже у изображенного здесь дирижера верхний халат довольно простого покроя (хотя и великолепного качества). Его шапка кюлях окрашена в красный цвет. Такие же шапки носили руководители инструментальных отделений. Его чевгян, позволяющий следить за временем, выполнен более искусно, чем те, которыми пользовались некоторые унтер-офицеры. Более крупные чевгяны впоследствии были заимствованы армиями различных центральноевропейских армий.

2. Зурнач
Из всех инструментов, использовавшихся в мехтерхане, зурна имела самый характерный звук. Она изготавливалась из древесины сливы или абрикосового дерева и была похожа на средневековый европейский шалюмо. Зурнач одет в простую джуббу, шаровары, широкий кушак шал и синюю шапку простого музыканта.

3. Мехтер агасы кезена — начальник секции литаврщиков
Как ага, или начальник секции музыкантов, этот литаврщик носит красную шапку. Другой отличительной чертой являются кавалерийские сапоги, которые он носит, поскольку является членом конного оркестра. Кес (массивные литавры) на протяжении тысячелетия использовались для того, чтобы вдохновлять мусульманские армии и вселять ужас во врагов. Обычно они размещались на спинах верблюдов, что позволяло литаврщикам сопровождать войско во время сражения.

            

Добавить комментарий