Пехота янычар

Самыми первыми, хотя и недолго просуществовавшими османскими формированиями были яя и пияде. Они возникли в начале XIV в. Яя формировалась из турок, которые получали земельные наделы в Румелии (на Балканах) и за это были обязаны нести воинскую службу и выполнять функции местной самообороны. Кроме того, в яя служили и кочевники. Командирами яя были черибаши, или «солдатские вожди», общее командование осуществляли йюрюк беги и губернаторы провинций. Солдаты были организованы в подразделения по 30 человек. Пятеро из них по очереди несли службу, а остальные оказывали им финансовую поддержку. Предположение о том, что пехотинцы яя были организованы в десятки, вероятно, не имеет под собой оснований.

Азап («холостяки») достигли значительно больших успехов. Со временем они превратились в сильных соперников оджака. Азап были добровольцами, набиравшимися среди анатолийских турок.
Плату они получали только во время военных кампаний и могли жить там, где им было угодно. В XIV в. большое количество азап служило в качестве морских пехотинцев в различных турецких бейликах. Их вооружение составляли булавы, луки (зачастую вместо стрел они использовали короткие дротики земберек), иногда встречались арбалеты чагра. Достаточно быстро освоили они ружья тюфек. По свидетельству византийского автора Дуки, первый османский гарнизон в Галлиполи, существовавший в 1421—1422 гг., состоял из «легковооруженных газмули».

Под последними обычно понимались солдаты, имевшие смешанное греческое и западноевропейское происхождение. Османские источники и в 1474 г. продолжают упоминать два подразделения грекоговорящих мусульман, размещенные в Галлиполи. Солдатами этих подразделений были скорее азап, чем янычары. Одно из подразделений состояло из гребцов, второе — из лучников зенберекджи, которые защищали замок. Кроме того, одним из остальных четырех подразделений, размещенных в Галлиполи, был отряд азап на кораблях.

На суше азап сражались как пешие лучники, однако значительно чаще их использовали в качестве охраны или дозорных. К XVI в. их статус понизился до саперов или простых носильщиков. В качестве таковых они попали в состав янычарских джебеджи. Однако впоследствии азап вернули утраченные позиции. С конца XVI в. все мужчины-мусульмане в приграничных регионах в обязательном порядке приписывались к подразделениям азап. От каждых 20 или 30 домовладений выставлялся один воин, вооруженный ружьем и саблей. Делились они на кале азапи («крепостные азап») и дениз азапи («морские азап») — в зависимости от того, где они проживали.

До конца не выяснено, принадлежали ли к пехоте азап джанбазан («рисковые души») или диванеган («сумасшедшие») азабами. Подобные эпитеты скорее являлись характеристикой, чем обозначали принадлежность к определенному подразделению.

Еще более интересна история войнуков — вспомогательных подразделений из балканских христиан. Эта система существовала еще с дотурецких времен. В основном войнуки представляли тяжелую конницу, хотя были среди них и пешие воины. Этнически это были болгары, сербы, румыны или валахи. Как было заведено во многих османских вспомогательных формированиях, войнукам помогали финансами другие домовладения, известные как гёндер. Этот термин, вероятно, происходит от искаженного греческого слова контарион («копье»). У войнуков были свои офицеры-черибаши, а общее командование осуществляли войнук-беи, которых сопровождали слуги-ямаки. Хотя у войнуков не было своего оджака, имелся собственный регистровый резерв. В XV в. некоторые войнуки начали выполнять дополнительные функции, такие как присмотр за скотом и кавалерийскими лошадьми в Болгарии. Похожими на этих войнуков были доганджи (сокольники), которые поставляли соколов императорскому двору. Кое-где кочевые скотоводы-валахи получали от османов особые привилегии.

За это они должны были нести службу пограничных войнуков, проводников, охранников, а также совершать набеги на неприятельские земли. Молдавия, представлявшая собой автономное румынское княжество, в XVI в. также выставляла войнуки в османскую армию.

Подготовка пехоты янычар

Подготовка пехоты янычар

1. Янычар-стажер аджеми оглан, начало XVI в.
Подготовка янычар занимала много времени, была серьезной и тяжелой. Для аджеми оглан она носила исключительно военный характер. Этот молодой человек одет в выходную одежду, которая состоит из куртки хирка с короткими расклешенными рукавами. Его войлочная шапка имеет коническую форму, однако в данном случае она загнута вперед. Снаряжение воина-мушкетера подвешено к ремню либо заткнуто за кушак. Оно состоит из сумки с пулями, рога с порохом, натруски и небольшого топорика. Топориком отрубали кусочки свинца, которые использовались в качестве пуль.

2. Чавуш, тренирующий янычар-новобранцев, XVIIв.
Офицерскими знаками различия являлись в первую очередь головные уборы. Чавуш носит шапку кавуг с небольшим тюрбаном. Его джубба с большим запахом заправлена в широкие шаровары. За пояс заткнут великолепный кинжал, инкрустированный золотом и слоновой костью. Самым интересным предметом является чевген — цепочка из маленьких колокольчиков, прикрепленная к навершию посоха. Она не только указывала на занимаемую должность, но и служила для отсчета времени во время марша.

3. Фалакаджи баши — командир подразделения, исполняющего наказания, XVII-XVIII вв.
Немногие внушали столько страха, сколько испытывали перед фалакаджи баши. Его подразделение следило за порядком в орте. В данном случае он носит большой тюрбан (размер свидетельствует о масштабах власти), из-под которого едва виднеется шапка такке. Полы его кафтана заткнуты за кушак, что позволяет увидеть его длинную рубаху энтары. Офицер вооружен ятаганом, а на ремне за спиной висит большой футляр с двумя палками фалакками, которыми наказание и осуществлялось.

            

Добавить комментарий