Воины-рабы и гулами в армиях средневекового Востока

Турецкие рабы считались лучшими солдатами в исламском мире, хотя под «турками» тогда пронимали в первую очередь людей, говорящих по-турецки, а не тех, кто был турком по национальности. Многие гуламы с северо-восточной границы были выходцами с Трансоксании, то есть те, кого сегодня мы бы назвали таджиками. Хотя формально гулами были рабами, то есть находились в собственности того человека, который их купил, они представляли большую ценность и с ними обходились очень хорошо. Сохранить верность гуламов представляло серьезную задачу для любого правителя. Мятеж гуламов мог произойти из-за недостаточно высокого жалованья или плохого обращения. В армии процветал гомосексуализм, особенно в персидских областях. Это вызывало проблемы с ревностью и жестокостью. На протяжении X века система использования гуламов распространилась за пределы Ирана и Ирака, вплоть до того, что проникла в армии христианских Грузии и Армении, хотя здесь гуламами часто называли русских и скандинавских наемников.

Армия Саманидов

Армия Саманидов, IX - X века.

Трансоксания оставалась главным перевалочным пунктом в торговле рабами-гуламами. Главный невольничий рынок находился в Самарканде. До нас дошло подробное описание нескольких гуламских карьер. Один человек по имени Альптегин командовал смешанным полком тюркской гуламской конницы и дайламской пехоты, но потерпел поражение в ходе одной из гражданских войн в Ираке, и в 974 году с оставшимися воинами ушел в Сирию. Тут они образовали банду, какое-то время занимались грабежом, прежде чем встать под знамена Фатимидов. Другой военачальник Фатимидов по имени Ануштегин, по-видимому, был трансоксанским иранцем, а не тюрком. Он попал в плен под Хуталом, доставлен в Кашгар на продажу, бежал и направился в Бухару, где сдался в плен. Из Бухары его через Багдад отправили в Дамаск. Там его в 1009 году продали в возрасте 20 лет фатимидскому военачальнику по имени Дизбар. Ануштегин получил фамилию аль-Дизбари, и в течение трех лет занимал выгодную в материальном смысле, но совершенно скучную административную должность. Затем его подарили фатимидскому халифу аль-Хакиму. Во дворце халифа Ануштегин аль-Дизбари получил всестороннее образование, а затем получил командную должность. Он служил в Сирии и Египте, подавил восстание бедуинов и стал правителем Баальбека, где уже сам стал покупать себе гуламов. В 1023 году он стал правителем Палестины, а вскоре выступил на подавление мятежа в Алеппо. Зная о том, что против него плетутся интриги, он провозгласил независимость своих владений, но проиграл войну с правительственными войсками и был вынужден бежать. Он умер в 1042 году.

Воины-рабы из других провинций встречались ограниченно. Например, индусы встречались только в восточных провинциях. Точное происхождение европейских гуламов часто невозможно установить, так как большинство исламских авторов различали только «ромеев» (рум) и «славян» (сакалиба). Один из таких европейских гуламов по имени Лабиб Благочестивый служил пехотинцем, а затем женился на вдове своего хозяина. Укушенный змеей и временно парализованный, Лабиб все же поправился. После этого случая он сбрил свои солдатские усы и предался аскетической жизни. Под сакалиба часто понимались славяне и финно-угры из Восточной Европы и Балкан. Особенно многочисленны они были в аглабидском Тунисе, фатимидском Египте и на Сицилии в период владычества там мусульман.

Важным источником живой силы для Египта служила Африка. Для чернокожих гуламов даже имелось особое название — абид. Чернокожие воины служили в Египте с IX века. Во времена фатимидского султана аль-Хакима (996-1020) негры составляли половину армии халифата. Негры служили и в армии Аглабидов, где их называли судани, и уважали за послушание. Чернокожие добровольцы в отличие от рабов известны под названием зандж.

К X-XI векам тысячи свободнорожденных тюркских наемников шли на юг в поисках заработка. Некоторые происходили из языческих племен, другие уже исповедовали ислам. Единственной династией, чья армия была полностью укомплектована тюрками, была династия Караханидов.

С распадом Аббасидского халифата арабские воины, которые прежде оказались вычеркнуты из официальных списков получающих государственное жалованье, снова стали играть заметную роль в арабских регионах. Гарнизоны (амсар) формировались из местных ополченцев и религиозных фанатиков. Теперь они получали жалованье. В Палестине и Сирии действия армии поддерживали бедуины. В результате широкие массы населения Сирии и Джазиры к концу XI века были милитаризированы. Арабские воины и моряки составляли заметную часть армий и флотов Египта и других североафриканских государств. Однако, во многих текстах арабов и североафриканских берберов часто называют общим словом — магриби, то есть «жители запада». Арабские воины-кочевники появляются в списках египетской армии в конце IX века. Бедуины постепенно оседали, среди них появлялась земельная аристократия.

<< Предыдущее            Дальше >>

Один комментарий: Воины-рабы и гулами в армиях средневекового Востока

Добавить комментарий