Технологии исламских оружейников

Технологии, применявшиеся исламскими оружейниками, отличались сложностью и продвинутостью. Низкоуглеродистая мягкая сталь использовалась для изготовления мечей и наконечников копи. Существовало несколько способов получения такой стали. Так называемая дамасская сталь изготавливалась из чушек, содержащих высокий процент цемента – карбида железа, отлитых при высокой температуре. В результате получались твердые, но хрупкие изделия. Характерный рисунок на клинке достигался за счет многократной ковки и изгибания при сравнительно невысоких температурах. Мусульманские кузнецы умели определять температуру по его цвету, тогда как европейские кузнецы обычно перегревали железо, в результате металл начинал крошиться. Есть свидетельства о том, что исламские оружейники имели высокую степень специализации. В изготовлении меча с ножнами участвовало множество людей, каждый из которых отвечал за один этап технологического процесса.

Поздняя армия Фатимидов (XI век)

Поздняя армия Фатимидов (XI век)

Бронза на востоке использовалась шире, чем на западе. Частично это объяснялось дефицитом железа в исламском мире. Рукоятки мечей, оковку ножен, детали сбруи отливали из бронзы. Щит делали из нескольких слоев твердой кожи. Кожа широко использовалась при изготовлении шлемов и панцирей, что также позволяло частично компенсировать нехватку железа.

Встречались как широкие тупые мечи, которыми вооружались пехотинцы, так и длинные кривые кавалерийские сабли. Когда на исламском востоке появилась сабля – неизвестно, но уже в конце IX века некоторое количество сабель отмечено на востоке Ирана. Самым первым названием сабли было слово караджулийя, вероятно, происходящее от тюркского слова килидж, означающего «меч». Саблю с арабскими надписями нашли в культурном слое IX-X веков на территории Монголии. Саблю с армянской надписью нашли в слое XI века на севере России. Клинок последней сабли сварен проковкой, а не выкован из куска стали, предполагается, что он изготовлен на Кавказе. Многие исламские воины дополнительно вооружались большим кинжалом (или маленьким мечом), который использовали в рукопашном бою. В X веке в Йемене начали делать рукоятки мечей из цветных металлов и кристаллов. Особую форму имел берберский кинжал ярфут, распространенный в XI веке. Он представлял собой узкое колющее оружие.

Копья считались настолько привычным оружием, что они редко когда удостаивались подробного описания. Наиболее подробное описание копья и копейного древка оставил аль-Тарсуси. Этот автор работал в XII веке для Саладина, но компилировал свои тексты из более старых источников, относящихся к эпохе Фатимидов. Аль-Тарсуси сообщает, что кантарийя – стандартное оружие конницы. По свидетельству этого автора, мусульмане держали копье, зажав его между плечом и боком, также как это делали крестоносцы. Дарийя или сарийя представляла собой пехотную пику длиной до четырех метров. До трети этой длины приходилось на наконечник с длинной втулкой, защищавшей пику от подрубливания. Сабарбаха представляло собой алебарду длиной около двух с половиной метров с наконечником шириной 17 и длиной 50 см. Характерным оружием были дротики-зупины с наконечниками на обеих концах древка. Зупины были оружием дайламской пехоты. Бедуины вооружались более легкими дротиками-хиштями. Упоминаются также дротики или копья фурайджийя или фурандзийя, которыми вооружались воины Фатимдов. Возможно, название этого оружия происходит от слова ифранджи, то есть «европейское». Действительно, у наконечников этих копий имелось перекрестье, характерное для Западной Европы того времени.

Булавы и топоры широко использовались как парадное оружие. Известно множество экземпляров, украшенных и простых. В основном все они железные, хотя попадаются и бронзовые образцы. Следует упомянуть булаву-латт, имевшую вытянутую головку и использовавшуюся для ударов по ногам коней. Топор-начах с полулунным топорищем считался пехотным оружием, предназначенным для борьбы с конницей противника. Распространен был кавалерийский топор-табарзин или «седельный топор», имевший сравнительно небольшое топорище и колющий наконечник или молот на обухе.

<< Предыдущее               Дальше >>

Добавить комментарий