Подготовка профессиональных исламских воинов

На протяжении X века мусульмане совершали постоянные набеги на византийскую территорию. При этом часть воинов занималась разорением местности, а другая держалась наготове, на случай нападения противника. Охрана выставлялась и у верблюдов, которых выпускали пастись за пределы лагеря. Эскадроны легкой конницы (карадис) устраивали засады на пути противника. По этой причине легкая конница действовала на кобылах, а не на жеребцах, так как кобылы ведут себя тише и не выдают себя фырканьем. Совершив набег на территорию Византии со стороны Тарса, мусульмане отступали, оставляя засады, которые должны были перехватить преследовавших их византийцев. Впереди армии всегда двигались квартирьеры, которые искали место для стоянки.

Подготовка профессиональных исламских воинов была в высшей степени структурирована. Термин фурусийя означал «навык», а шуджа — «храбрость». Знаменитый «Семилетний план подготовки», разработанный Саманидами, представлял собой скорее идеал, чем реальный исполняемый план. Новобранец начинал с должности конюха и заканчивал должностью амира. На практике командир полка отвечал за подготовку своих солдат. Считалось обязательным иметь в распоряжении войска мойдан — плац, обычно располагавшийся за городской чертой. В городе-дворце Фатимидов Каире находилась худжра — казарма с плацем, на котором происходила подготовка худжарийя — новобранцев. Позднее в армии Фатимидов практиковались трех- и семилетние курсы подготовки. Мало известно о том, как шла подготовка простых солдат — добровольцев и ополченцев. Вероятно, городских ополченцев готовили балаваны — эксперты в области того или иного воинского искусства.

Св. Фиобаммон

Св. Фиобаммон, настенная роспись, церковь начала XI века из Абд Алла Нирки в Нубии.

От конных воинов требовался высокий уровень подготовки. Они должны были уметь атаковать, поддерживать атаку, проводить ложное отступление, маневрировать плотным строем, уклоняться от атаки противника и возобновлять прерванную атаку. Исламский стиль верховой езды достиг своего расцвета в XII — XIII веках, а позднее положил начало испанскому или ковбойскому стилю верховой езды. Сначала воин учился уверенно держаться на голой спине лошади, и лишь позднее ему позволяли пользоваться седлом. Особенностью исламского стиля было то, что наездник должен был постоянно сидеть в седле, не привставая на стременах, независимо от того, что делает в данный момент лошадь. В руководствах по верховой езде очень большое внимание уделялось приемам владения копьем. Действия исламской конницы были коллективными, индивидуальные действия не поощрялись.

Пешие воины тренировались совершать длительные переходы, следить за противником, совершать быстрые построения и перестроения, уметь пользоваться укрытиями, а также следовать за конницей. В X веке в Сирии практиковалось интересное упражнение для лучников. Оно называлось аджала и заключалось в следующем. Животное ставили на четырехколесную телегу, которую пускали вниз по склону или буксировали лошадьми. Это животное служило мишенью для лучников. В XII веке военный писатель аль-Тарсуси, компилируя фатимидские и аббасидские тексты, сообщал, что лучники должны уметь поражать различные цели, противника разной численности, действовать индивидуально или группой, стрелять на открытом пространстве или из укрытия.

Техника боя описывалась в стихотворной форме. В «Шахнаме» сообщается, что конница использовала копья для того, чтобы пробить доспехи противника. Поломав копья, противники вступали в поединок на мечах, защищая голову щитами, а затем брали в руки булавы, пока кто-либо не уступал. К седлу приторачивали арканы, многие воины носили за голенищем сапога кинжалы. В IX — XI веках фехтование на мечах заключалось в нанесении быстрых и точных режущих ударов. Основным оружием конницы оставалось копье. Арабы наносили удар копьем, используя поступательную энергию конского галопа, тогда как тюрки и персы придавали копью дополнительную скорость, посылая его вперед обеими руками.

Хурасаны, персы и гулами обычно осыпали противника градом стрел. Конные лучники стреляли в невероятном темпе, не сходя с коней. Использовалось несколько способов натяжения лука, включая трехпальцевый захват тетивы (данийят) и захват большим пальцем (базм). Меньше известно о пеших лучниках, но есть данные о том, что те умели стрелять из-под щита, используя ремень, чтобы щит не выскальзывал из левой руки.

<< Предыдущее              Дальше >>

Добавить комментарий