Этнические военные формирования халифатов

Ираноязычные персы, дайламы, афганцы и таджики играли заметную военную роль в IX — XI веках. Власти Тахиридов (820-872) и Саманидов (892-999) покоилась на местной мелкопоместной аристократии. Второй по значимости группой в армии Газнавидов (962-1186) были иранцы. Большой известностью пользовалась дайламская пехота. Дайламы были горцами, обитавшими на севере Ирана. Их военная элита выступала в роли мобильной пехоты, перемещаясь на мулах и верблюдах. Их характерным оружием был зупин — обоюдоострое копье, которое можно было метать как дротик. Добившись статуса элиты, дайламы начали привлекать в свои ряды соседей. В числе таких новичков оказался молодой человек по имени Аваз, живший в X веке. Он подружился с дайлами, усвоил их обычаи и на последние деньги купил пару мулов, двух лошадей, несколько дротиков, доспехи и прочую экипировку. Он подстригся по-дайламски, наелся чесноку и присоединился к гарнизону Басры.

Другие этнические группы не получили широкого распространения, но играли только местную роль. Индусы, исповедующие буддизм и индуизм, служили в армии Газнавидов. Преследование Византией секты павликиан, действовавшей в восточной части Анотолии, привело к тому, что еретики перешли на сторону мусульман, присоединившись, в первую очередь, к малатийскому амиру. Армянские пешие лучники и тяжелая конница служили в рядах армии Хаданидов (929-1003) и Мирдасидов (1023-1079) на севере Сирии. Некоторые армяне добирались до Египта, где их роль особенно сильно возросла в XI веке. Другие христианские наемники были малочисленны, хотя в армии фатинидов отмечено присутствие выходцев из Греции и Западной Европы.

Военные формирования халифатов
Пехотинец с кольчугой, большим круглым щитом и двумя копьями с наконечниками на обоих концах древка. Исламская Сицилия, XI век.

Курды заявили о себе как заметная военная сила в XI веке, хотя курдская конница и раньше входила в армию Газнавидов на индийской границе. Берберы доминировали в армиях Северной Африки, хотя их основной доблестью была их многочисленность. После покорения Фатимидами Египта берберы преобладали в египетской армии вплоть до середины XI века. После покорения мусульманами Сицилии и юга Италии, армия мусульман пополнилась итальянцами, ломбардцами и греками. Чернокожие пешие лучники действовали в X веке в Киликии. Хотя византийцы называли их эфиопами, маловероятно, что они происходили из региона, известного в наши дни как Эфиопия. Опять же, название чернокожих наемников — зандж, вовсе не означает того, что они происходили из Занджа — так арабы называли Восточную Африку. В то время чернокожее население обитало и в районе оманского побережья. Лишь позже оно подверглось арабизации.

Арабы-христиане по-прежнему составляли большинство в Сирии. Один из правителей Алеппо в XI веке пользовался услугами христианского полководца по имени Тадрус ибн аль-Хасан. Местное иудейское население также помогало оборонять Алеппо в случае нападения извне. Копты служили в армии Фатимидов. Хумаравай — представитель династии Тулунидов, живший в IX веке, сформировал отряд собственной гвардии из крестьян, живших в дельте Нила. В ходе боевых действий заметную роль играло ополчение. В X веке такое ополчение называли словом адат, тогда как правительственный городской гарнизон назывался словом шурта. В некоторых сирийских городах действовало городское ополчение — мауна. В Египте под словом адат понимали молодых солдат городского гарнизона, но не ополчение. На протяжении всего описываемого периода какую-то часть исламских армий составляли религиозные фанатики. Часто фанатики составляли собственные формирования. Движения хариджи и кармати были именно такими. Наконец, следуюет упомянуть сааликов — действовавших в приграничье отрядов авантюристов, обычно подчиненных официальным или неофициальным правителям региона.

К IX веку аббасидский Ирак занимался импортом коней их Средней Азии, тогда как Аравия и Сомали экспортировали лошадей в Индию. Цена лошади постоянно колебалась в больших пределах. Существовал большой разрыв между ценами на верховых и вьючных коней. Богатые страны пытались наладить собственную систему конных заводов — хан аль-хайл. Первыми такую систему создали Аббасиды. Это был огромный комплекс конюшен с большим штатом и развитой администрацией. По-видимому, создать подобную систему средств хватило только у Фатимидов. В качестве рабочих животных обычно использовали более дешевых и выносливых верблюдов — одногорбых дромадеров и двугорбых бактрианов, в зависимости от региона.

<< Предыдущее            Дальше >>

Добавить комментарий