Халифаты и война на море

Rate this post

Морская торговля и морская война находились под контролем правительства. Существовали законы, регулирующие обращение с пленными и распределение трофеев. Регламентировалось даже обращение с трупами в зависимости от того, находился ли корабль в открытом море, у побережья противника или у исламского побережья. Среди командиров выделялись каиды, командовавшие абордажными группами, и раисы, комадующие экипажем корабля. На исламских кораблях гребцы были свободными людьми, они при необходимости присоединялись к сражению.

Исламский флот испытывал проблемы из-за нехватки древесины. Древесину импортировали из Испании, Далмации и Крита. В Италии приобретались уже готовые корабли. При этом мусульмане строили самые большие суда на Средиземноморье. Уже в XI веке в их распоряжении были трехмачтовые корабли. Исламский мир поддерживал контакты с Китаем и был в курсе тамошних морских технологий.

ворота Каира
Баб-аль-Наср, ворота Каира, построены в 1067 году.

Хотя китайцы до XII века не доплывали до западной части Индийского океана, из Китая на исламский восток попало подвешенное на петлях рулевое перо. Такой руль использовался уже в X веке в Красном море, но почему эта технология не попала на Средиземноморье, остается загадкой. Сложные приборы использовали для навигации, как на реках, так и в открытом море. В XI веке в Басре имелся по меньшей мере один маяк, который давал ориентир кораблям в болотах южного Ирака. В Египте по прежнему эксплуатировался знаменитый маяк, возведенный еще в античности. К X веку моряки, плававшие в Персидском заливе, располагали картами, на которых указывались широты и долготы, а также обозначались направления ветров и высота прилива. В открытом океане капитаны использовали простейший секстант, которым измеряли высоту Полярной звезды и тем самым получали возможность придерживаться нужной широты. Примерно в это же время мусульманские инженеры научились поднимать затонувшие корабли с помощью лебедок.

Военно-морской флот включал в себя боевые галеры и транспортные суда. Высокие борта фатимидских транспортов ставили в тупик большинство противников. Большие шалланди имели водоизмещение 1 000 тонн и могли перевозить до 1 500 человек. Галеры различали по водоизмещению и числу весел, а не по размерам. Стандартная галера шини вмещала до 150 солдат, имела 140-180 весел, абордажный клюв на носу и большую надстройку на баке, где находилась метательная машина, метающая камни или зажигательные снаряды.

Война на море заключалась в основном в совершении набегов на прибрежные районы. Европейцы активизировали свою деятельность на Средиземном море в IX веке, а к XI веку господство христиан на море стало подавляющим. Береговые гарнизоны имели задачу сдержать высадку противника до тех пор, пока не подойдут подкрепления. Зимой, когда погода делала невозможным плавание, крупные гарнизоны уходили вглубь континента. Однако портовые города и гавани постоянно находились под угрозой. В результате большинство портов со временем получили надежные укрепления. Например, хорошо укреплен был порт Мадия в Тунисе. Его гавань, вмещавшая до 30 галер, фактически была вырублена в скале.

Сражения в открытом море происходили редко. Обычно противники ждали, пока флот не пристанет к берегу на ночь. В 904 году произошло нападение с моря на Фессалоники. Мусульмане связали свои корабли парами, подвесили платформы между мачтами, откуда вели прицельный огонь сверху по защитникам порта. Североафриканский флот, насчитывавший 73 корабля, высадил на берег 500 конных воинов и еще больше пехоты в 846 году под Остией. Этот отряд разорил всю округу, в том числе и Рим. Десант конницы позднее широко применялся мусульманами, заселившими Сицилию, а позднее этот прием переняли пришедшие на Сицилию норманны.

Если же флоты сходились в открытом море, связь между кораблями поддерживалась с помощью рогов, кимвал и барабанов. Однако такой связи было явно недостаточно, управляемость флота была ниже допустимой, поэтому сражений в открытом море избегали. Корабли обычно формировали свободный строй в виде полумесяца. Как и на суше конница, флот на море устраивал засады и проводил ложные отступления. Сблизившись, корабли осыпали друг друга стрелами, а затем шли на абордаж. На море воины предпочитали использовать большие щиты, нежели носить тяжелые доспехи. Оказавшись на палубе вражеского корабля, солдаты действовали мечом и кинжалом, который обычно хранили на внутренней стороне щита. К XI веку тактика изменилась. Мусульмане стали охотнее принимать бой в открытом море. По этой причине торговые суда пришлось собирать в конвои и защищать их боевыми галерами. Индийский океан оставался сравнительно спокойной акваторией. Здесь мусульмане достигли вершин в области морской навигации, совершая трансокеанские рейсы. Перевозка на дальние расстояния лошадей была обычным делом. Тем не менее, в Красном море процветало пиратство. Для борьбы с ним пришлось вырыть в настоящее время засыпанный канал от Нила до побережья Красного моря. Через этот “Суэцкий канал” средиземноморский флот перебрасывался в Красное море для борьбы с пиратами.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *