Покорение Испании мусульманами

Сравнительно малочисленные мусульманские арабские армии, покорившие Ближний Восток и Среднюю Азию, были в те времена лучшими армиями мира. За ними следовали мавали – «клиенты» разных арабских племен, добровольно принявших ислам. Мавали немногим уступали сирийским арабам. Вскоре возникли целые полки мавали, они же стали играть заметную роль в военной иерархии. Мавали из Северной Африки могли быть самых разных национальностей: копты, греки, персы, берберы и др.

Туземные берберские воины Северной Африки были плохо вооружены. Их экипировка в большинстве своем состояла из небольшого кожаного щита, короткого меча и пары дротиков. Тактика берберов заключалась в проведении яростной атаки, хотя при необходимости они могли сооружать что-то вроде укрепленного лагеря или укрываться за уложенными на землю верблюдами. После того, как власть мусульман в Северной Африке укрепилась, первыми из берберов ислам приняло племя масмуда. Переход берберов в ислам поддерживался местными исламскими правителями, например, Гассаном ибн-аль-Нуманом.

В Ифрике (современный Тунис) мусульмане организовали военно-морскую базу. К началу VIII века мусульмане резко усилили свое присутствие на море, пользуясь ослаблением Византии, совершали нападения на византийские острова. В 711-721 гг. мусульмане сумели занять Пиренейский полуостров и совершить вылазку далеко вглубь Франции. На протяжении всей этой кампании флот играл важную роль. Когда в 717 году Умайяды понесли тяжелые потери в кораблях, проведя неудачную попытку штурма Константинополя, это едва не привело к полной изоляции мусульманских войск в Испании.

Мавали сыграли большую роль в военной экспансии ислама. Все четыре ведущих полководца: Мусса ибн-Нуйсар, Тарик ибн-Зияд, Мугит Вольноотпущенник и Тариф ибн-Маллюк – были мавали. Из этого же класса происходили и воины их элитных конных полков. Один из источников упоминает семь африканских сотен Муссы ибн-Нусайра. Но самыми многочисленным воинами были только что обращенные в ислам берберы, а также гарнизоны Умйядов из Северной Африки.

Кроме того, в походах участвовали берберы-язычники и иудеи. Испанские вестготы позднее присоединялись к мусульманам для участия в походах против своих традиционных противников франков. Но стремительных рост исламских владений привел к истощению основной движущей силы новой религии – арабов. В 750 г. сирийский халифат Умайядов рухнул, уступив место новой династии – Аббасидам. Интересы новых правителей лежали на востоке, а не на западе.

Тем временем, значительные перемены произошли в западных провинциях: в Северной Африке и Андалузии. Несколько крупных восстаний потрясло регион. Для борьбы с бунтовщиками в 742 году сюда перебросили крупные арабские контингенты. Спустя еще 15 лет в Андалузии нашла убежище свергнутая династия Умайядов.

Покорение и объединение Магриба, VIII-X вв

Покорение и объединение Магриба, VIII-X вв.
Арабы строили огромные галеры, в том числе и способные перевозить лошадей. Эта возможность перебрасывать лошадей давала мусульманам преимущество. Тем не менее, армия-джунд Гранады всегда была более пехотной, чем кавалерийской.

 

1. Иберийский конный воин, VIII в.
О первых годах владычества мусульман на Иберийском полуострове не сохранилось никаких изображений и лишь единичные предметы. Конный воин экипирован в соответствии с правилами позднего владычества вестготов. Жители Иберии переходили в ислам, чтобы получить возможность служить в армии, но многие сохраняли верность христианству. Единственный доспех воина – кольчуга с коротким рукавом. Прочая экипировка не отличается от доисламских образцов. Седло без деревянной рамы и стремян было характерно для Иберийского полуострова еще два века после прихода мусульман.

2. Арабский военачальник, конец VIII в.
Иллюстрация создана в соответствии с описаниями, а также известными рисунками, сделанными на Ближнем Востоке. Накидка, закрывающая голову и туловище, имеет сирийское происхождение. Она оставалась обычной для Северной Африки одеждой на протяжении более чем тысячи лет. Меч – гипотетическая реконструкция арабской обработки индийского клинка (сайф аль-хинд).

3. Берберский пехотинец, IX в.
Дротики, щит и простая одежда были характерны для берберов. Шлем и пластинчатый панцирь этот воин взял в бою с византийцами. Ношение меча за спиной ходило в арабскую пехотную традицию.

  

Добавить комментарий