Исламское побережье Средиземного моря

Берберские государства и Сицилия
Исламское побережье Средиземного моря переживало свой золотой век. Исламская цивилизация оказывала глубокое влияние по всей Северной Африке, затрагивая Сахару. Халифат Аббасидов с центром в Багдаде не мог контролировать Западную Африку. В конце VIII века в Марокко к власти пришла династия Идрисидов. Спустя два десятилетия Аббасидам пришлось признать династию Аглабидов, пришедшую к власти в Ифрикие (Тунис). Аглабиды развили активную деятельность на море, увенчавшуюся покорением Сицилии. Мусульмане колонизировали Бари и Таранто. В 866 году Апулия практически превратилась в независимый эмират, но вскоре потеряла связь с Северной Африкой. В конце X века исламские войска были приглашены в Фраксинетум на юге Франции, где участвовали в междоусобной войне. Тем временем в Северной Африке добился доминирования халифат Фатимидов, хотя центр его интересов находился в основном в Египте и на Ближнем Востоке. Этот период закончился вторжением в Северную Африку нескольких сюзов арабских кочевых племен, в том числе Бану-Хилал.

Ворота крепости (рибат) Суса в Тунисе, 821 г.

Ворота крепости (рибат) Суса в Тунисе, 821 г. Эта крепость лучше всего сохранилась среди линии береговых укреплений, идущей от Триполи через Сфакс, Монастир, Сусу и Бизерту. Минарет на одном из углов также играет роль сторожевой башни и маяка. Гарнизон рибата состоял из религиозных добровольцев. Местное население укрывалось в рибатах во время нападения противника.

Основную роль в этих кампаниях играл арабский и берберский джунд. Роль мавали уменьшилась после их бунта против Аглабидов в 877 году. В армиях служили представители многих народов, в том числе хурасаны – персидские арабы, долгое время проживавшие на востоке Ирана. Вторая волна арабского переселения, отмеченная в XI веке, состояла из представителей племен бану-хилал и бану-слулайм. Представители этих племен формировали пограничные гарнизоны в Египте, а затем основали собственное княжество на территории Ливии, Туниса и восточного Алжира.

Основным источником живой силы для боевых действий в Северной Африке оставались берберы. Местные династии, вроде Аглабидов, не испытывали дефицита в солдатах. Берберы служили в армиях незначительных династий, а также составляли гарнизоны прибрежных крепостей – рибатов. Не столь многочисленными как берберы, были чернокожие африканцы. После восстания мавали в 877 году Аглабиды начали нанимать чернокожих воинов-абдов. Это были рабы, которые служили в элитарных полках. Кроме того, известны другие рабы-солдаты: сакалибы, которые по-видимому, были славянами.
Упоминаются также руми или греки. В X веке многие византийские солдаты, служившие на юге Италии, приняли ислам. Морской город Амальфи часто выступал союзником исламских государств. Неаполитанский епископ Афанасий набирал исламских солдат, мусульмане селились в старой византийской провинции Лукания. Сложная ситуация, сложившаяся на Сицилии, бал срезом общей ситуации. На Сицилии действовали африканцы, берберы-хуввара, а также арабы, включая андалузских арабов и хурасанов. Многие коренные жители Сицилии перешли в ислам, но их участие в боевых действиях было ограниченным.

Мы ничего не знаем о марокканской армии Идрисидов. Известно, что в Тунисе Аглабидов солдаты получали жалованье (ата) два раза в год, причем конные воины получали в два раза больше денег, чем пешие. Система ленных владений (икта) в мусульманских странах примерно соответствовала аналогичным системам Византии (пронойя) и Западной Европы (феод). В Северной Африке икта не были распространены, но они встречались на Сицилии в годы правления династии Кальбидов (948-1053)

Мы мало знаем о подготовке и мотивации североафриканских солдат. Известно, что берберская элита племени санхаджа и некоторых других племен проводили подготовку, похожую на систему фурусийя, которую практиковали на Ближнем Востоке. В X веке берберские земли по-прежнему использовали многочисленных пращников, но при этом освоили арабский стиль конной атаки с копьями наперевес. Пешие берберы активно использовали арабские луки. Пешие берберские лучники, несомненно, сыграли одну из важнейших ролей в ходе завоевания Сицилии. В одном из сражений мусульмане заняли оборону и держали строй под атакой противника, распевая 36-ю суру Корана, которую обычно вспоминали во время опасности. В другом сражении между бану-хилал и зиридами в Тунисе, бану-хилал атаковали в тот момент, когда их противник с марша переходили к сооружению походного лагеря. Этот момент, известный в арабской военной терминологии как нулуз, очень опасен. В результате успешно выработанного момента для атаки, армия зиридов обратилась в бегство.

Прибрежные рибаты следили за византийскими кораблями и сдерживали действия пиратов до подхода основных сил. Эта система оказалась весьма эффективной, и Аглабиды развязали себе руки для наступательных сил. В 827 году началось вторжение на Сицилию. Около сотни кораблей, несших на борту 700 всадников и 10 000 пехотинцев, в течение трех дней находились в открытом море. Когда в ходе боев мусульмане потеряли почти всех лошадей, многие командиры пересели на мулов. Через девятнадцать лет, в 846 году, новая аглабидская армия, насчитывавшая 11 000 пеших и 500 конных воинов, высадилась на Апеннинах. К переброске этой армии привлекалось 73 корабля.

Армии тайфа, Северная Африка и Сицилия, XI в.

Армия тайфа, Северная Африка и Сицилия, XI в.
В Андалузии, как и по всему исламскому миру, практиковалась борьба, как форма поготовки солдат. Армии большинства удельных государств (тайфа) были очень малы, тогда как Северная Африка и Сицилия располагали мощными силами. Все исламские области одинаково активно внедряли различные новинки в военной области.

1. Сицилийский лучник
Изображения и словесные описания показывают, что наиболее распространенным типом доспехов была кольчуга (дир). Черный тюрбан означал верность халифам Аббасидам, меч соответствует образцу, обнаруженному на месте крушения исламского корабля.
2a и 2b. Борьба между андалузскими воинами
Оба воина полураздеты. Первый борец одет в легкую хлопчатобумажную рубаху и свободные подштанники. У второго спина рубахи украшена цветной нашивкой.

3. Североафриканский конный воин.
Немногие севрероафриканцы были столь хорошо экипированы, как этот воин, который вдобавок имеет и конские доспехи. Под стеганой джуббой поддета кольчуга и кольчужный подшлемник. Конские стеганые доспехи (тиджфаф) изготовлены по тому же образцу, что и джуббба. Остальная его экипировка представляет собой смешение восточного и западного стилей, с преобладанием египетской традиции.

              

Добавить комментарий