Тактические полевые тренировки пехоты вермахта

Основой подготовки германского пехотинца являлись полевые выходы. Германского пехотинца учили быть агрессивным в атаке и стойким в обороне. Обучение начиналось в индивидуальном порядке, затем – в составе пехотной или пулеметной секции, далее – в составе отделения. Практически весь процесс обучения проводился в поле, в классах читалось всего несколько лекций в самом начале. Огромное внимание уделялось отработке гибкости действий на поле боя в пику слепому следованию уставам и наставлениям.

Полевые укрепления
Каждый солдат под руководством унтер-офицера учился использовать местность. Тактика передвижения отделения по местности сводилась к коротким броскам от одного естественно укрытия к другому.

На маршах, в случае сильного огня противника, пехота также передвигалась бросками. Пехотинцев учили совершать короткие быстрые броски так, чтобы не повредить оружие. Особенно готовились пулеметчики и вторые номера пулеметных расчетов, поскольку перебежки с тяжелыми и громоздкими пулеметами и коробками с патронными лентами имели свои особенности. Кроме того, пулеметчик и подносчики боеприпасов при перебежках не должны были отрываться друг от друга. Опять же пулеметчиков стрелковых отделений, равно как и батальонных пулеметчиков, учили грамотно выбирать огневые позиции. В процессе обучения тренировки усложнялись и становились все более комплексными. Помимо перебежек отрабатывалась маскировка не местности.

Тактические учения занимали примерно половину времени, отведенного на подготовку пехотинца. Уже через шесть недель после начала обучения, рекруты принимали учения в составе крупных подразделений, а иногда даже в составе дивизии. Немцы хорошо усвоили уроки Первой мировой войны, когда плохо обученная пехота несла огромные потери в атаках.

Солдата обучали навыкам выживания на поле боя. Много часов отводилось обучению использования естественных и созданию искусственных укрытий. В обязательном порядке отрабатывались рытье траншей и окопов, их маскировка от наземных и воздушных наблюдателей.

Люди на полевых выходах приобретали зверский аппетит, но в германской армии была хорошо организована своевременная подача пищи на передовую. Пищу доставляли в специальных контейнерах. В отдельных случаях солдаты готовили сами. Пехотинцы снабжались портативными подогревателями для пищи и кофе.

Солдат учили использовать накидки для защиты от дождя и непогоды. В плохую погоду, на холоде и ветру, люди быстро сникали, а солдат всегда должен оставаться бодрым и агрессивным. Увы, та погода, которая считалась непогодой в Германии, в России непогодой не являлась. А к российским климатическим сюрпризам германская пехота оказалась не готова.

Как везде, в германской армии пехоту учили совершать длительные марши с полной выкладкой. По ходу обучения, расстояния на которые совершались марши, возрастали. Уже на 13-й неделе обучения рекруты выполняли марши на расстояние в 28 км с полной боевой выкладкой, боевая нагрузка добавляла к штатному снаряжению пехотинца еще 9 кг. Марши выполнялись в условиях, приближенных к боевым: с выдвижением боевого охранения и разведки, соблюдением мер маскировки. Марши совершались не только по плану, но и как мера дисциплинарного взыскания.

Тактические преимущества в бою
В германской армии ключом к достижению успеха в бою, как в оборонительном, так и наступательном, считалась огневая мощь.

Раньше чем начинались учения на местности, солдат обучали обращению с оружием и навыкам маскировки. В целом, маскировке в германской армии уделялось внимания не так много, как в армиях других стран. Положение изменилось лишь в 1942 г., с началом доминирования в небе Восточного фронта советской авиации.

Передвижение отделения
Отделение учили совершать марши по дорогам и тропам с использованием естественных и искусственных укрытий – оврагов, речных долин, зданий, деревьев. За исключением случаев, когда пулеметчику угрожала опасность, отделение передвигалось в колонне по одному в следующем порядке: командир, пулеметчик, номера пулеметного расчета, пехотинцы.

Пулеметный расчет прикрывал командира отделения и всегда держался рядом с ним. Пехотинцы по приказу занимали позиции по флангам командира. В бою пулеметчик держался в центре боевого порядка.

Передвижение в составе взвода и роты
В случае обнаружения противником, взвод выстраивался в открытый боевой порядок. На рисунке изображены два типа боевых порядков взвода в составе четырех отделений (начало 1940 г.). Минометная команда размещалась в тылу врага.

Солдаты взвода старались поддерживать визуальный контакт друг с другом. С случае утери визуального контакта командир взвода, чаще всего, терял управление подразделением.

Окончательная подготовка
Военные всегда и везде любили и любят парады. Германские военные исключением на являются. Парад являлся итогом курса обучения молодых бойцов. Парад обычно принимал командир дивизии. Оркестр играет, довольные новобранцы тянут ногу и держат равнение в шеренгах.

Учения по отработке взаимодействия пехоты и танков.

Учения по отработке взаимодействия пехоты и танков. Снимок сделан в начале 1934 г. Солдаты двух пехотных отделений позируют на фоне макета танка — деревянная башня установлена на грузовике. «Командир танка» вероятно также пехотинец — он облачен в пехотную, а не танквую униформу.


 
Зимние учения, 1937 г. MG-34 в станковом варианте с прицелом

Зимние учения, 1937 г. MG-34 в станковом варианте с прицелом, позволяющим вести стрельбу по невидимым целям. Справа — командир расчета, на ремне закреплен планшет. Второй справа — подносчик боеприпасов, третий — пулеметчик. Крайний слева — второй подносчик снарядов.


 
Строевой смотр, 1938. Батальон завершил 16-недельный курс обучения.

Строевой смотр, 1938 год. Батальон завершил 16-недельный курс обучения.

              

Добавить комментарий