Другие полицейские службы немецкой армии

Охрана штабов (комендатура)
С 1937 г. личному составу, выделенному для несения охраны в зданиях штабов, стали выдаваться отличительные горжеты. По конструкции они были идентичны горжетам железнодорожной патрульной службы (Bahnhofswache). В центре горжета располагался номер части, а на ленте, в его нижней части, — надпись Kommandantur, выполненная готическим шрифтом.

Комендантские патрули обладали значительной властью в зоне своего действия. Один из знакомых автора, бывший унтер-шарфюрер СС полка Лейбштандарт СС Адольф Гитлер, рассказывал, как его арестовал молодой лейтенант комендатуры, которого сопровождал младший унтер-офицер. Проверив документы эсэсовца, лейтенант заявил, что эти бумаги его не устраивают, и препроводил задержанного в комендатуру Берлина, где тот провел в камере 13 часов. Сильно встревоженный унтершарфюрер в конце концов упросил сотрудников охраны комендатуры связаться с казармами Лейбштандарта, расположенными в берлинском районе Лихтерфельде, где дежурный унтер-офицер смог поручиться за арестованного и организовать его освобождение. При этом никаких извинений за арест принесено не было. Задержание чина войск СС в городе, где дислоцировалась его часть, и бесцеремонное обращение с ним показывают, что части комендантской охраны без колебаний пользовались своими правами в тех случаях, когда считали это необходимым.

Горжет Королевской венгерской жандармерии. Эти горжеты обычно выпускались в Германии. Они штамповались из алюминия, а изображения крепились к пластине заклепками, а не шпильками. Люминесцирующее покрытие не наносилось.

Горжет Королевской венгерской жандармерии. Эти горжеты обычно выпускались в Германии. Они штамповались из алюминия, а изображения крепились к пластине заклепками, а не шпильками. Люминесцирующее покрытие не наносилось.

Армейская патрульная служба
Армейская патрульная служба (Heeresstreifendienst) должна была обеспечивать поддержание порядка и дисциплины в зоне расположения войск (в том числе при необходимости могла привлекаться для регулирования дорожного движения). Этим частям и подразделениям не полагалось никаких специальных знаков различия; при выполнении обязанностей военнослужащие получали лишь специфические отличительные шнуры и соответствующие документы.

Патрули получали власть над всем военным персоналом в зоне своей ответственности (в том числе и над военными чиновниками), за исключением генералитета. Обо всех нарушителях патруль сообщал военному руководству, в ведении которого находился конкретный солдат, или, если его командир находился слишком далеко от места происшествия, патруль имел право сам наложить взыскание, привести которое в исполнение мог командир ближайшего подразделения (части). Каждый солдат, у которого при встрече с патрулем не оказывалось необходимых документов, должен был быть задержан и направлен в его часть для отбывания наказания.

Солдаты в зоне действия патруля могли при необходимости привлекаться для оказания помощи патрульным, причем отказ рассматривался как неповиновение и карался арестом. Военнослужащие патрулей вооружались пистолетами-пулеметами и имели право это оружие применять, если ситуация становилась серьезной. Как и всем военным полицейским, патрульным полагалось исполнять свои обязанности тактично, но настойчиво, а также служить примером другим военнослужащим. Люфтваффе и ВМФ также организовывали уличные патрули, но в 1941 г их, вместе с патрулями сухопутных войск, слили в единую патрульную службу вермахта {Wehrmachtstreifendiensi). Обязательное обучение патрулей было введено в 1943 г.

Железнодорожная патрульная служба
Служащие железнодорожной патрульной службы (Heeresstreifendienst) отвечали за контроль над крупными железнодорожными центрами. В их обязанности входила проверка проездных документов и документов, удостоверяющих личность; управление потоками военного персонала; общая помощь в обеспечении безопасности и порядка движения на железных дорогах. Железнодорожная патрульная служба должна была также досматривать пассажиров, охотясь за дезертирами и солдатами, находящимися в самовольной отлучке.

В качестве официального опознавательного знака части получали легкий знак-горжет, схожий с рингкрагом фельджандармерии. Полулунный горжет с закругленными концами и рельефной отбортовкой штамповался из металла. В центре римскими цифрами проставлялся номер военного округа (Wehrkries), ниже которого арабскими цифрами обозначался номер части. Оба номера, покрытых люминесцентной краской, размещались над темно-серой лентой с люминесцирующей надписью «Bahnhofswache», выполненной готическим шрифтом. В каждом из концов полумесяца имелось штампованное изображение орла с опущенными крыльями, также покрытое люминесцентной краской.

Горжет удерживался на шее цепью с плоскими звеньями, идентичной цепи горжетов военных жандармов. Обратная сторона знака, как правило, покрывалась тканью серовато-зеленого цвета. При отсутствии горжета в качестве опознавательного знака могла использоваться нарукавная повязка. Повязки изготавливались из ткани желтого цвета, надпись «Bahnhofswache» выполнялась черным латинским шрифтом.

Железнодорожная стража
Железнодорожная («поездная») стража (Zugwache) представляла собой армейские части, откомандированные для поддержания порядка в воинских эшелонах и на крупных железнодорожных станциях, через которые следовали крупные военные контингенты. В ее обязанности входило поддержание порядка и дисциплины; сопровождение составов, в которых следовали высшие командные чины; а также охрана эшелонов, следовавших через вражескую территорию. По мере развертывания партизанской борьбы, саботажа и диверсий на железных дорогах в годы войны, части железнодорожной стражи приобретали все большую важность для обеспечения передвижения войск.

В качестве служебного опознавательного знака в страже применялся горжет, подобный горжетам железнодорожной патрульной службы. В центре, над обозначенным арабскими цифрами номером части, проставлялась шифровка «IVB» {Wachbataillon). На ленте, внизу, имелась выполненная готическим шрифтом надпись «Zugwache». На некоторых сохранившихся экземплярах горжетов имеются только номер (без монограммы в центре) и надпись «Zugwachabteilung» («Дивизион железнодорожной стражи»). Как и в железнодорожной патрульной службе, в отсутствие горжета могла надеваться нарукавная повязка.

Горжет 502-го батальона железнодорожной стражи. В целом горжет очень похож на жандармский. Все изображения прикреплены к центральной пластине плоскими шпильками.

Горжет 502-го батальона железнодорожной стражи. В целом горжет очень похож на жандармский. Все
изображения прикреплены к центральной пластине плоскими шпильками.

            

Добавить комментарий