Торсбергские находки и иконография

Важность находок из Торсберга в Шлезвиг-Гольштейне часто недооценивают, тогда как в торфяном болоте на севере Германии удалось найти множество комплектов римского оружия, а также полный комплект обмундирования, относящийся к III веку. По стилю это типично германская одежда, но ее, равно как многие другие образцы подобной одежды, неизменно находят вместе с римским оружием и экипировкой. Часто высказывается предположение, что римские предметы были захвачены в качестве трофеев, тогда как одежда принадлежала германцам. На самом деле это предположение совершенно не самоочевидно.

Тит Флавий Басс

Тит Флавий Басс, в I веке служил в составе Ala Noricum. Его надгробье из Кельна, Германия. Штаны до колен, туника с длинным рукавом и отвернутыми манжетами.

Лиза Бендер Йоргансон и другие скандинавские историки, специализирующиеся в области одежды, придерживаются противоположного взгляда на находки из Тосберга, считая их галло-романскими артефактами. Хотя эти две противоположные точки зрения полностью не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты, кое –какие косвенные свидетельства на этот счет имеются, а именно, иконография III века. Так вот, на римских иконах III века и далее римские воины изображаются в тунике с длинными узкими рукавами, плаще и штанах. Но, как мы помним, именно эти предметы одежды и были найдены в Торсберге.

Торсбергская туника выкроена из шерстяной ткани. Ее размеры 86 см в длину и 52 см в ширину. Рукава вшиты по отдельности. Анализ волокон показал наличие следов марены и пурпура. Можно предположить, что ношение североевропейской одежды в римской армии распространилось среди солдат вспомогательных частей, затем так стали обмундироваться императорские телохранители, и наконец, все легионеры, служившие на северной границе империи, стали носить варварскую одежду. Император Каркалла, по сообщениям очевидцев, продолжал носить германскую одежду даже в Сирии и Месопотамии.

Настоящая работа посвящена одежде регулярной римской армии периода империи. Однако, в римской армии также было множество нерегулярных частей, воины которых назывались numerii и cineii. Последние представляли собой федератов (foederati) – германских поселенцев, которые получили землю на территории Империи в обмен на обязательство нести военную службу. Все нерегулярные части возглавлялись национальными командирами, обычно вождями, и носили традиционную для своего племени одежду. В результате, такие отряды часто становились законодателями новых мод и веяний в имперской армии.

Когда дунайская армия Септимия Севера двинулась на Рим, мирное население, видевшее легионеров только на колонне Траяна и Марка Аврелия, пришло в ужас от того, как выглядели солдаты. Действительно, солдаты выглядели как настоящие варвары: туники с длинными рукавами и штаны (bracare), которые на протяжении столетий считались совершенно неприемлемой для римлян одеждой. Среди прочих претензий, предъявляемых к непопулярным императорам вроде Элагабала или Комода, была их приверженность к туникам с длинными рукавами. Даже в наше время многие реконструкторы и иллюстраторы избегают изображать солдат интересующего нас периода в туниках с длинным рукавом.

Конная гвардия императора

Конная гвардия императора, Equites Singulares Augusti, III век. Плащ с бахромой, туника с длиннымм рукавом, поясной ремень с кольцевидной пряжкой.

Туники с длинным рукавом носили не только галлы и германцы. Среди соседей римлян были и другие народы, носящие такую одежду. Известно надгробие конного воина Флавия Басса, вероятно выходца из Фракии, жившего в I веке до н.э., где покойный изображен в тунике с длинным рукавом. Рукава этой туники имели характерные манжеты с отворотами. Принимая во внимание тот факт, что в коннице служило множество кельтов и германцев, остается только удивляться тому, что туника с длинным рукавом встречалась там так редко. Кроме упомянутого выше надгробья, такая же туника изображена на знаменитой кельто-романской скульптуре воина, в настоящее время находящейся в коллекции Авиньонского музея во Франции.

Документы из Египта, написанные на греческом языке – официальном языке Восточной Империи, указывают на ношение различных туник. Военная туника, известная как strcharion, украшалась цветными полосами (clavari). Кроме того, длинные рукава имела туника dalmatica, хотя если судить по документам, ее носили реже, чем стихарион. Название далматика не оставляет сомнения в том, что эта туника происходит из Далмации. Солдатские императоры, правившие Римом в III веке, предпочитали носить именно такую тунику.

Следует также упомянуть такой предмет одежды, как camicia. По-видимому, так называлась льняная рубаха облегающего покроя. Название этой рубахи попало в латынь из германского языка через галльский язык. Позднее камиссию часто стали носить священники, но до этого она была весьма популярна среди солдат.

На востоке Империи туники с длинным рукавом были не менее распространены, чем на западе.

В Апамее, Сирия, обнаружено несколько надгробий, относящихся к 214-254 годам, которые позднее использовали при сооружении городских укреплений. На этих надгробьях, принадлежавших младшим командирам, специалистам и рядовым солдатам, покойные изображались в тунике с длинным рукавом.

На восточных границах империи также популярностью пользовалась одежда, украшенная вышивкой, часто сделанной золотой или серебряной нитью. Римляне сперва презирали подобную моду, как варварскую, но постепенно подобного стиля одежда стала обычной для императоров, их двора и телохранителей. Когда в 365 году Прокопий провозгласил себя императором, ему не удалось найти пурпурный плащ, поэтому он надел вышитую золотом тунику, пурпурные штаны и туфли, а также держал в руке небольшую пурпурную тряпицу.

Если многие императоры III века были вынуждены носить простую солдатскую одежду, то поздние императоры, напротив, одевались по-восточному роскошно. Периодически более строгие и аскетичные императоры пытались бороться с варварским влиянием в одежде, но результаты такой борьбы были нулевыми. Император Тацит (275-276) например, одевался по-солдатски и пытался запретить ношение шелковых туник с золотыми полосами. Эти запреты, очевидно, касались только армии, но не гражданского населения. Даже ранние историки Церкви, например епископ амасейский Астерий, порицал своих современников за «ношение одежды с рисунками, выглядевшими словно расписанная стена».

              

Добавить комментарий