Thoracomachus и subarmilis

Уже считается общепринятым, что римляне использовали подпанцирную одежду, представлявшую собой аналог средневекового акетона. Такая одежда, называвшаяся во время оно thoracomachus, описано анонимным автором «De Rebus Bellicis». Этот текст, составленный в IV веке, представляет собой сборник часто полуфантастических историй, призванных показать военное превосходство римлян над варварами.

Анонимный автор предполагает, что торакоамах использовали с давних времен. Он также уточняет, что для защиты от влажности нижнюю одежду делали из ливийских шкур. По данным современных реконструкторов, торакомахи делали из льняной ткани, набитой шерстью. Если торакомах промокал, ношение его становилось неприятным, а для просушки требовалось много времени.

Шкуры, которыми обшивалась подпанцирная одежда, называлась «ливийской» потому, что впервые кожаная одежда появилась у ливийских наемников, участвовавших в Пунических войнах. Римский поэт Силий Италик сообщает о том, что ливийцы носили одежду из красной кожи. О том же говорит греческий историк Геродот, который добавляет, что это была козья кожа без меха. Плиний Старший рассказывает, что для окраски кожи и ткани использовалась марена. Апулей в «Золотом осле» упоминает о красном марокканском седле.

Иллюстрации из средневековой копии «De Rebus Bellicis» изображают торакомах в видде Т-образной рубахи. Под влиянием более позднего акетона торакомах показан стеганым. Похожую одежду описывает Цезарь, который рассказывая о сраажении при Диррихуме, говорит о солдатах, которые носили защитную одежду из войлока, ваты и кожи. Правда, сам Цезарь признает, что ношение такой одежды было исключением, а не правилом.

Возможно, что в период ранней Империи торакомах был известен под другим названием. Император Септимий Север однажды вывел преторианскую гвардию на парад в одних subarmilis с целью унизить их. Само слово subarmilis явно указывает на то, что эту одежду носили под панцирем. Подпанацирная одежда упоминаетсяв списке одежды на деревянной табличке из Виндоланды.
Остается невыясненным вопрос о том, как носили одежду из ливийской кожи» между торакомахом и панцирем или поверх панциря, надетого на торакомах. Некоторые историки видят в ливийской одежде своего рода сюрко. Другие считают, что кожаный панцирь играл самостоятельную защитную роль и носился вместо металлического панциря поверх торакомаха.

Так или иначе, представляется, что римляне носили одежду поверх доспехов. Плутарх, описывая сражение при Тигранокерте в 68 г. до н.э. армянского царя Тиграна с римской армией по командованием Лукулла, приводит такой эпизод. Тигран принял маневр римской армии за отступление, но один из советников царя указал ему на то, что солдаты противнкика снимают накидки с доспехов, то есть готовятся к бою.

Иосиф Фалвий сообщает, что во время осады Иерусалима в 69 году римляне снимали чехлы со своих доспехов, и это было обычным действием. Во II веке историк Фронто также писал, что некий командир по имени Лелиан, «приверженец дисциплины старой школы» рвал на солдатах панцири голыми руками, так как панцири были мягкими. Под мягкими доспехами вряд ли имелась в виду кольчуга или чешуйчатый панцирь. Скорее всего, речь идет о коже.

Плутарх рассказывает о хитрости, к которой прибегли парфяне перед сражением при Карах в 53 г. до н.э. Римляне сначала посчитали, что парфяне не имеют доспехов, но те вдруг сбосили накидки и парфянские панцири засверкали на солнце. Есть основания полагать, что римляне и сами практиковали подобную уловку.

Каракалла постоянно боялся покушений, поэтому он носил тунику с длинным рукавом, выглядевшую как панцирь. Вероятно , она имела матерчатый нагрудник. Каракалла всего восхищался Александром Македонским, вероятно панцирь напоминал греческий мускульный панцирь. Увлечение Александром у Каракаллы было столь сильным, что тот для участи в персидском походе экипировал армию численностью 16 000 человек наподобие македонской фаланги. По-видимому, это первая достоверная попытка реконструкции. Экипировка воинов Каракаллы состояла из шлема из сыромятной бычьей кожи, трехслойного льняного панциря, высоких сапог, круглого щита, длинного копья, короткого копья и меча. К сожалению, попытка исторической реконструкции закончилась плачевно. Каракалла был убит, несмотря на матерчатый панцирь, еще до начала кампании.

Hoc signo victor eris!

Hoc signo victor eris!

1.Констанций II (337-361)
Констанций II был третьим сыном Константина Великого (306-337). Поначалу он правил Восточной империей, но к 358 году сконцентрировал в своих руках власть над обеими частями Римской империи. Как и другие императоры того времени, ему приходилось постоянно отражать нападения с севера и востока, а также пресекать попытки узурпаторов свергнуть его с трона. Все эти проблемы Констанций решал довольно успешно. Аммиан Марцеллин описывает Констанция как превосходного наездника, копейщика и лучника. Император отличался достаточно жестким характером.

2. Protector Sacri Lateris, императорская гвардия, середина IV века
Эта и предыдущая фигура взяты с Керченского блюда. Вызывает вопросы овальный щит с лабарумом. Туника и штаны из тонкой шерсти или даже шелка с вплетенной золотой нитью. О дорогой одежде императорской гвардии говорят все авторы того периода, в том числе Иоанн Златоуст. На шее виднеется массивное золотое ожерелье-торк.

3. Всадник, Equites Catafractarii, середина IV века
Император Юлиан (361-363) одержал свою победу над варварами еще задолго до того, как сумел занять трон. Сражение при Страсбурге имело место в 357 году. Однако, одна из конных частей римской армии в этом сражении бежала. Юлиан приказал нарядить виновных в женскую одежду и в таком виде маршировать через весь лагерь, после чего отряд был расформирован. Здесь показан как раз момент позора трусов. Женская tunica talaris изображена на мозаике в Пьяцца-Армерина. У женской туники клавии были прямыми, на концах отсутствовали декоративные элементы, обычные для мужских туник.

              

Добавить комментарий