Римские украшения: от clavi до orbiculi

Представление о том, насколько роскошной была римская военная одежда, можно получить из изображения на диптрихе из слоновой кости, изображающего римского полководца Стилихона. Стилихон был сыном вандала, то есть полуварваром. Плащ похожего покроя обнаружен под Антионем в Египте. Позднее роскошь придворных одеяний стала обязательной чертой византийского придворного ритуала.

Простейший узор на одежде, представлявший собой пурпурные окружности на плечах и полах туники, назывался orbiculi. Встречался вариант этого узора в виде прямоугольных накладок. Некоторые ученые предполагают, что эти накладки играли не только декоративную роль, но и обеспечивали защиту уязвимых частей тела. Эти украшения иногда ткались, но чаще были накладными. После того, как туника изнашивалась, их вспарывали и нашивали на новую. Рисунок украшений со временем развивался. Сначала горловину туники охватывали две вертикальные clavi, которые постепенно становились короче и шире, доходя до пояса. Окончания полос украшались листом или кистью. Тунику перестали выпускать складкой поверх ремня, а просто перехватывали ремнем на поясе. Туника стала короче и уже не закрадывала колен.

Однако, археологам очень трудно отличить военные и гражданские экземпляры, даже если остатки туники обнаруживаются на местах дислокации военных частей. Дело в том, что армию сопровождало огромное количество гражданских лиц, это особенно верно для периода упадка Империи. Далее, военный покрой одежды был очень популярен среди мелких чиновников, сановников и служащих. Например, эта тенденция явно прослеживается на гобелене, обнаруженном в Египте. На гобелене изображен священник, которого очень легко принять за солдата. Это не удивительно, если учесть насколько важной была роль армии в римском обществе. Наконец, военная одежда была очень практичной в носке. Кстати, и сейчас многие носят армейский камуфляж просто из соображений удобства. В ходе раскопок на месте фортов в египетской пустыне обнаружено множество образцов военной одежды. Когда-нибудь эти находки будут описаны и проанализированы.

Некоторые образцы военного обмундирования были очень богато украшены. Например, Клавдий Геркулан, императорский конный гвардеец при Аврелиане (270-275) изображен на своем надгробье одетым в тунику или плащ, украшенный изображением в виде солнца с лучами. По-видимому, это украшение как-то связано с насаждаемым Аврелианом культом бога-солнца. Узор, очевидно, был вышит золотой нитью, что придавало ему эффектность. Такой узор могли носить все гвардейцы Аврелиана. Вообще, в обычае того времени было, чтобы император одаривал своих сторонников дорогой одеждой, чтобы подчеркнуть свое благоволение в частности и величие режима в целом. Император Максимин Дайя (310-313) «тратил деньги повсюду и по любому поводу». К недовольству Лактанция он был награжден «богатой одеждой и золотыми монетами своих гвардейцев». Роскошная одежда, несомненно, должна была произвести впечатление на местное население, внушить благоговейный страх иностранным сановникам или потенциальным противникам, а также подогреть боевой дух солдат.

Туники и плащи в период поздней империи кроились из шерстяной ткани, хотя на Востоке не менее популярным был лен. Вероятно, начиная с периода правления Диоклетиана (284-305), империя организовывала закройные мастерские(gynaecea), выпускавшие шерстяную одежду. По меньшей мере 15 таких государственных мастерских действовали на территории Западной Империи. Напротив, закройных мастерских, работавших со льном и называвшихся linyfia, нам известно только две. Кроме того, на Западе действовали красильные мастерские – bafia. О том, как обстояло дело с государственным производством на Востоке, известно меньше. Очевидно, здесь традиционно текстильная промышленность была отлично развита, и вмешательство государства было излишним.

Римские воины

Римские воины, два надгробья. Слева: Априлий Сикат, рядовой малозначимого отряда Numerus Divitensium, Турция. Справа: Септимий Валерин, преторианский гвардеец, Рим

              

Добавить комментарий