Военная одежда Рима 200 — 400 гг

Каталог свидетельств цветов военных плащей и туник

1) Рисунок на льне, Дейр-эль-Медине, Луксор, Египет, начало III в.
Фрагмент савана мумии, рисунок на ткани, вероятно, изображает воина луксорского гарнизона. Белая туника с длинными, отделанными бахромой и двумя красными полосами, рукавами. Красный сагум почти полностью закрывает меч на левом боку, видна только рукоятка. Читать далее

Каталог свидетельств цветов военных плащей и туник (II)

7) Претекстские катакомбы, Рим, III век
На рисунке два римских воина, надевающих терновый венец на голову Христа. У воинов грязно-белые туники и плащи. В церкви Санти-Джованни-э-Паоло в Риме сохранились фрагменты настенной росписи, изображающие смерть св. Иоанна и Павла. Один из римских воинов, изображенных в сцене казни, носит красный плащ. Читать далее

Каталог свидетельств цветов военных плащей и туник (III)

13) Авторы жизнеописаний Августов, «Божественный Клавдий», XIV, 2-10
Экипировка Клавдия в бытность его трибуном в Сирии (255 г.) описана в двух письмах, якобы отправленных императорами Валерианом (253-260) и Галерием (305-311). В первом письме упоминаются различные предметы одежды, в том числе: два плаща, две тоги, пара штанов, одна белая полушелковая туника с гирбитански пурпуром (остров Джерба, Тунис), туника с мавританским пурпуром, две белые туники и две красные военные туники. Этот список подтверждает версию о том, что воины носили разную одежду в разных ситуациях. Если ношение «военных» туник, так же как и «военных» плащей, указывало на состояние войны, то можно предположить, что красные туники надевали перед боем. Читать далее

Каталог свидетельств цветов военных плащей и туник (IV)

19) Мозаика, Пьяцца-Армерина, Сицилия, IV век
Мозаика на вилле Пьяцца-Армерина датируется примерно 300 годом. Существует ряд теорий насчет того, кто владел этой виллой, кто создал мозаику и какие отношения связывали этих двух. Так, предполагается, что владельцем виллы мог быть император Максимиан, так как один из воинов носит шляпу домиком. Такая же шляпа красуется на голове императора Максимилиана на мозаике «Большая охота», а также на скульптуре тетрархов в Венеции. Дальнейшие исследования, проведенные на Сицилии, позволили утверждать, что вилла Пьяцца-Армерина вовсе не уникальна, хотя и считается самой крупной виллой на острове. Читать далее

Каталог свидетельств цветов военных плащей и туник (V)

25) Конный воин, катакомбные рисунки, Рим, Италия, IV век
Граффити из катакомб Домицилла изображает конного воина в доспехах, вероятно, катафракта. Воин одет в оранжевую тунику и плащ.

26) Виа Мария, катакомбные рисунки, Сиракузы, Сицилия, IV век
Воин в красной тунике, украшенной темно-красными или пурпурными накладками. Интересен его шлем с гребнем. Аналогичный шлем обнаружен при раскопках в Итерцизе, а также на надгробье солдата из Авилеи. Поскольку археологические находки подтверждают высокую достоверность рисунка, мы должны признать и цвет туники, хотя в данном случае неясно кого изображает рисунок: простого солдата или центуриона. Читать далее

Каталог свидетельств цветов военных плащей и туник (VI)

30) Вегеций, «Краткое изложение военного дела», II.7, около 390 года
Вегеций описывает иерархию командиров римского легиона эпохи упадка империи. Сразу за простыми солдатами, которых Вегеций называет munifices, потому что они несут повседневные службы (munera), идут кандидаты дупляры (candidate duplares) и кандидаты симпляры (candidates simplares). Вероятно, эти две категории воинов были освобождены от несения повседневных нарядов, поэтому они могли уделять больше внимания своему внешнему виду. Читать далее