Каталог свидетельств цветов военных плащей и туник (V)

25) Конный воин, катакомбные рисунки, Рим, Италия, IV век
Граффити из катакомб Домицилла изображает конного воина в доспехах, вероятно, катафракта. Воин одет в оранжевую тунику и плащ.

26) Виа Мария, катакомбные рисунки, Сиракузы, Сицилия, IV век
Воин в красной тунике, украшенной темно-красными или пурпурными накладками. Интересен его шлем с гребнем. Аналогичный шлем обнаружен при раскопках в Итерцизе, а также на надгробье солдата из Авилеи. Поскольку археологические находки подтверждают высокую достоверность рисунка, мы должны признать и цвет туники, хотя в данном случае неясно кого изображает рисунок: простого солдата или центуриона.

Солдаты с катакомбных рисунков

Солдаты с катакомбных рисунков

27) Завещание Валерия Апиона, центуриона, Египет, около 320 года
В завещании центуриона Валерия Аиона упоминается красная туника. Этот центурион служил в вексилляции Equites Promoti из II траянова легиона в Египте. В завещании содержится перечень имущества, оставленного центурионом, в том числе военной экипировки. Среди экипировки упоминается некий предмет под названием alabandicum. Что скрывается под этим названием – неизвестно. Вероятно, этимология названия этого загадочного предмета связана с городом Алабандой, расположенным на территории современной Турции. В Алабанде делали красно-пурпурные драгоценные камни, упоминаемые Плинием. Известно, что многие римские шлемы позднего периода украшались драгоценными камнями, возможно, под алабандиком понимается шлем, украшенный драгоценными камнями.

Недавно было предложено иное объяснение. Возможно, здесь под алабандиком понимается красная туника. Кроме совпадения по цвету, в пользу этого предположения говорит еще тот факт, что св. Иероним говорил о пунических туниках, то есть туника могла называться по имени города, в данном случае Карфагена. Плиний также говорит о красных драгоценных камнях, называя из «карфагенскими».

Если это предположение верно, то слово alabandicum должно встречаться только на востоке. В качестве синонима слову алабандик предложено еще одно греческое название туники – blattea. Это слово также, наверное, означало тунику красного цвета. Его использовали для описания одежды Хлодвига, в бытность его консулом в 507 году, а также св. Фиагена Парийского. Судьба святого особенно интересна, так как ему в свое время пришлось служить в египетском II траяновом легионе, в котором прежде центурионом служил Валерий Апион.

28) Украшенные щиты, Египет, IV век

Рисунок из Египта

Рисунок из Египта

Недавно в Египте были обнаружены фрагменты нескольких украшенных щитов. На одном из них изображалась мужская фигура, чья поза и костюм на удивление похожи на позу и костюм диптриха Стилихона из слоновой кости. Это позволяет датировать щит концом IV – началом V века. Туника с длинным рукавом розового цвета, длинный плащ темно-красный, застегнут «арбалетной» фибулой и украшен большой прямоугольной черной накладкой.

29) Мозаика, вилла Ло-Хэм, Сомерсет, Англия, середина IV века
Интересная поздняя римско-британская мозаика изображает историю романа между Энеем и Дидоной. Мозаика выполнена в наивном провинциальном стиле, хотя и ощущается влияние имперского искусства.

Мужской военный костюм на этой мозаике явно отражает реалии расквартированного неподалеку II легиона Августа. Особенно показателен в этом отношении костюм сына Энея Аскания. Хотя она еще только ребенок, на мозаике Асканий изображен держащим копье, как его отец. Он носит красный фригийский колпак. Поверх белой туники с длинным рукавом и тремя полосами на манжетах накинут плащ. Эней изображается облаченным в панцирь поверх красной туники.

              

Добавить комментарий