Каталог свидетельств цветов военных плащей и туник (IV)

19) Мозаика, Пьяцца-Армерина, Сицилия, IV век
Мозаика на вилле Пьяцца-Армерина датируется примерно 300 годом. Существует ряд теорий насчет того, кто владел этой виллой, кто создал мозаику и какие отношения связывали этих двух. Так, предполагается, что владельцем виллы мог быть император Максимиан, так как один из воинов носит шляпу домиком. Такая же шляпа красуется на голове императора Максимилиана на мозаике «Большая охота», а также на скульптуре тетрархов в Венеции. Дальнейшие исследования, проведенные на Сицилии, позволили утверждать, что вилла Пьяцца-Армерина вовсе не уникальна, хотя и считается самой крупной виллой на острове. Преторианский signum, изображенный над главным входом, дает дополнительный аргумент в пользу предположения о том, что виллой владел император.

Другое разумное объяснение заключается в том, что владелец виллы получил ее в подарок от императора. Возможно, владелец виллы занимался торговлей животными, так как, по меньшей мере 70 персонажей на мозаике занимаются охотой и транспортировкой животных. Большинство ученых считают, что здесь изображены солдаты, в том числе пехотинцы, конники и моряки, но это мнение оспаривается. Возможно, солдаты привлекались к охоте в качестве тренировки, развлечения и для пополнения своего рациона. Кроме того, животные захватывались живьем для Колизея и других арен. Алтарь, обнаруженный в Михайловграде, Болгария, содержит рассказ о том, как I киликийская когорта I италийского легиона и XI клавдиев легион при поддержке дунайского флота в 147 году занимались добычей животных для императора Антония Пия.

Но фигуры на мозаике из Пьяцца-Армерина с равной вероятностью могут оказаться слугами. Владелец такого гигантского хозяйства мог себе позволить завести «ливрею» для своих работников, а при охоте на диких зверей без оружия невозможно было обойтись в любом случае. Так или иначе, но большинство людей на мозаике изображены в белых туниках и желто-коричневых плащах.

Особый интерес представляет то обстоятельство, что многие моряки на мозаике изображены в синих туниках, хотя у некоторых моряков туники красные. Вероятно, красная туника и на флоте как и в сухопутных войсках служила признаком командира. Но на одном из кораблей изображены три воина в белых туниках, украшенных орбикулами и перепоясанных военными поясами. Среди прочих, явно не военных фигур следует упомянуть погонщиков быков в желтоватых туниках. Один человек в золотисто-желтой тунике с поясным ремнем с «пропеллерной» пряжкой – хорошо известным военным предметом одежды.

Если предположить, что на мозаике изображены как солдаты, так и гражданские лица, это позволяет решить одно противоречие. На мозаике один человек в белой тунике бьет жезлом человека в красной тунике, которая, как мы уже говорили, считается признаком центуриона. По мнению некоторых ученых, у туники избиваемого человека «не тот» красный оттенок. Но это объяснение представляется маловероятным. Более вероятным представляется другое объяснение. Дело в том, что у центурионов туники были не только красного цвета, но и довольно богато украшены. У избиваемого же туника лишена каких бы то ни было украшений. Кроме того, эта туника выпущена складкой поверх поясного ремня, а это явное указание на гражданский стиль одежды. У военных туники перехватывались широким поясным ремнем, который никогда не закрывался складкой. Именно так носит свою белую тунику человек, избивающий жезлом.

20) Мозаика, вилла Телларо, Сицилия; Бое и Типаса, Алжир; Сетнсельес, Испания; Кельн, Германия, IV век
На вилле Телларо в Сицилии имеется не менее проработанная мозаика. На одной из сцен фигуры определяются как солдаты, поскольку они одеты в том же стиле, что и многие фигуры на мозаике в Пьяцца-Армерина.

Другая сцена охоты запечатлена на мозаике из Боне, Алжир. Алжирская мозаика создана примерно в одно время с мозаикой из Пьяцца-Армерина. На ней изображены, по меньшей мере, пять пехотинцев. Все они одеты в белые туники с черными декоративными накладками. Также видны два желто-коричневых плаща. Один конных воинов на этой фреске изображен в том же желто-коричневом плаще, что и пехотинцы. У другого конного воина плащ красноватого оттенка. Мозаика из Типасы, Алжир, изображает сцену из легенды об Ахиллесе, но персонажи изображены в современной художнику одежде. Один из героев сюжета изображен в характерной военной одежде, аналогичной той, что показана на мозаике виллы Пьяцца-Америна. По данным археологов, мозаика из Типасы создана в одно время с мозаикой из Пьяцца-Армерина. Известно, что между Сицилией и Северной Африкой существовали сильные культурные связи. Поэтому неудивительна высокая схожесть обеих мозаик, созданных в рамках одной и той же художественной школы.

Мозаика на потолке Имперского музея в Сентсельесе под Таррагоной (Испания) также довольно широко известна, но к сожалению, она довольно сильно повреждена. На отреставрированной центральной панели мозаики изображен император в окружении должностных лиц и охраны. Униформа охраны очень похожа на униформу солдат с мозаики в Пьяцца-Армерина.
На мозаике из Кельна (Германия) изображен человек в белой тунике, желто-коричневом плаще и темных штанах. Такая униформа была характерна для солдат, охранявших северную границу Империи.

21) Мозаика, Лептис-Магна, Ливия, IV век
Два охотника на мозаике, датированной IV веком, одеты в стиле того времени. У одного охотника белая туника с коротким рукавом, перехваченная поясом, и плащ, у второго – белая богато украшенная туника с длинным рукавом. Плащи обоих красноватого оттенка. Охотник в тунике с коротким рукавом, по-видимому, метает копье правой рукой, а в левой держит щит и два запасных копья. Изображение на щите напоминает изображения на щитах с колонны Траяна, что позволяет предположить них двух солдат.

22) Мозаика, Айос Яковос, Хиос, Греция, IV век
В ходе недавних раскопок на острове Хиос удалось обнаружить мозаику из восьми панелей со сценами гладиаторских боев и охоты. На одной из панелей мужчина в белой тунике с длинным рукавом и пурпурным orbiculi и clavi убивает льва копьем. Костюм этого охотника очень близок к костюмам воинов на мозаике в Пьяцца-Армерина.

23) Фреска, Вибия-Ипогеум, Аппия-Антика, Рим, IV век
Воин, вероятно мифологический герой, показан в нижнем регистре фрески, обнаруженной в храме св. Савватия. Туника красная, но с короткими рукавами. Такой покрой встречался достаточно редко в тот период.

24) Виа Латина, катакомбные рисунки, Рим, IV век
Несколько интересных рисунков находятся в римских катакомбах. Эти рисунки выполнены между 300 и 350 годами до н.э. Хотя сцены относятся к сюжетам как Нового, так и Ветхого Заветов, персонажи изображены в одежде, современной для художника. Для нас особый интерес представляют рисунки, изображающие солдат. Два воина бросают жребий, разыгрывая одежду Христа. Одна фигура сильно повреждена, но второй воин изображен в белой тунике, желто-коричневом плаще с небольшой свастикой и коробчатой шапке. Изображена также сцена перехода Красного моря посуху. Израильтяне уходят, преследуемые египетскими воинами. Шлемы конных воинов очень похожи на те, что изображены на колонне Галерия. Шлемы нарисованы светло-синей краской, вероятно, условно обозначающей железо. Плащи желтовато-коричневые, туники цвета слоновой кости.

Этот ветхозаветный сюжет повторяется на другом рисунке из катакомб. Конница здесь изображена практически также, но шлемы нарисованы желтой краской, то есть показана бронза. Наконец, одиночная фигура, представлявшая египетского воина. Воин изображен в красно-коричневом плаще, шлеме с гребнем или фракийском колпаке и, вероятно, кольчуге, доходящей до колен и запястий. Узкая белая полоса видна в районе шеи и колен, вероятно, показана туника, поддетая под доспехи.

Большая охота

Большая охота

1. и 2. Солдаты, IV век
Знаменитая мозаика, изображающая Большую охоту, из виллы Пьяцца-Арменра на Сицилии. Там изображено множество персонажей в коротких перепоясанных туниках. Ремни с «пропеллерными» накладками. Такие накладки считались принадлежностью солдатского ремня, но их могли носить и слуги из личного отряда крупного зевлевладельца. Дикий кабан на щите — символ XX легиона, дислоцированного в Британии.

3. Старший начальник, IX век
Считается, что это центральная фигура мозаики и что она представляетимператора Максимилиана. Обратите внимание на головной убор, который сделан из того же желто-коричневого материала, что и плащ.

              

Добавить комментарий