Каталог свидетельств цветов военных плащей и туник (II)

7) Претекстские катакомбы, Рим, III век
На рисунке два римских воина, надевающих терновый венец на голову Христа. У воинов грязно-белые туники и плащи. В церкви Санти-Джованни-э-Паоло в Риме сохранились фрагменты настенной росписи, изображающие смерть св. Иоанна и Павла. Один из римских воинов, изображенных в сцене казни, носит красный плащ.

Настенная роспись Претекстских катакомб

Настенная роспись Претекстских катакомб

8) Фреска Кастеллум Димиди, Алжир, середина III века

Деталь настенной росписи из Кастеллум-Димиди, Алжир

Деталь настенной росписи из Кастеллум-Димиди, Алжир

Раскопки в этом удаленном пустынном месте увенчались находкой фрагмента штукатурки, на котором изображен военный костюм. К сожалению, изображение сильно повреждено, уцелело всего несколько фрагментов. Однако, имеющийся материал позволяет реконструировать по меньшей мере одну фигуру. Видна белая туника и сине-серый плащ. Это очень близко с изображением из Египта, что даст возможность говорить об «униформе». Другая частично восстановленная фигура отличается белой туникой и красным с черным кантом плаща.

9) Фреска, храм в Луксоре, Египет, середина-конец III века
В III веке в Луксоре находился римский форт. Именно здесь обнаружены основные материалы по римскому военному костюму. Серия настенных рисунков, которые сперва приняли за изображения христианских святых, была выполнена в период правления Диоклетиана (284-30). Рисунки находились в святилище при форте, где хранились военные знамена и штандарты. К сожалению, раскопки производились в середине XIX века и преследовали целью обнажить рельефы эпохи фараонов, закрытые штукатуркой. Поэтому сами фрески были уничтожены, сохранились лишь их акварельные копии, сделанные в 1859 году.

Роспись на одной из стен представляет нам конных воинов. Иногда неправильно утверждается, что там изображены четыре всадника в белых туниках и один в кирпично-красной тунике. В действительности, уверено можно определить цвет только этой единственной красной туники, тогда как другие фигуры слишком сильно повреждены, фактически, от них сохранились лишь только контуры. На центральной стене можно различить декоративную кайму на вороте, рукавах и подоле туник, а также на декоративные накладки на нижней части туник и плащей. Туники белые, плащи желто-коричневые с темно-зелеными (почти черными) накладками, украшенными белым узором. Если принять фигуру в красной тунике за командира, то возникает вопрос, почему его туника украшена гораздо скромнее, чем белые туники простых солдат.

В настоящее время в Египте обнаружено большое количество туник, относящихся к Византийской эпохе. Однако, эти туники принято называть коптскими, поэтому историки, занимающиеся Римской Империей, часто не обращают внимание на этот материал. Тем не менее, нельзя отрицать того, что наблюдается определенная преемственность коптского искусства с классическим периодом. Известно, что коптский стиль встречался не только в Египте, но почти по всей империи, об этом однозначно свидетельствуют сохранившиеся мозаики и фрески. Некоторые из сохранившихся до нас туник уверенно идентифицируются как военные, хотя каких-то четких критериев на это счет еще не предложено. Единственный признанный критерий – похожесть обнаруженных туник на те, что можно увидеть в иконографии. Например, орбикулы с изображением орла с большей долей вероятности свидетельствуют о том, что данная туника принадлежала военному. Часто встречающийся мотив свастики также считается солдатским.

10) Фрески митраистского храма, Италия, III век
Последователи культа Митры, персидского божества, особенно популярного среди военных, подразделялись на семь классов. Каждый класс представлялся особым персонажем. Одним из персонажей был солдат – miles. В некоторых случаях верующие носили костюм этого персонажа.

Сохранилось несколько настенных рисунков, изображающих митраистские ритуалы. На стенах храма в Капуа-Ветере в Италии показаны две сцены перехода в класс солдат, которые сопровождались испытанием огнем. В обоих случаях кандидат изображался в белой тунике с красными полосами на рукавах, тогда как посвящающий новичка изображен в темно-красной тунике, красном шлеме и шлеме с красным гребнем. Среди ученых нет единого мнения, кто из двух типов фигур относится к milites.

В пользу предположения о том, что milites – это фигуры в красных туниках, говорит тот факт, что на другой фреске в «Митраеуме» в Санта-Приска в Риме, изображена процессия всех семи классов. Костюм miles состоит из красно-коричневой туники с двумя рядами пурпурных полос на запястьях длинных рукавов. Кроме того, можно увидеть мешок (sacrina), висящий на левом плече. К удивлению, на другом варианте изображения этой процессии miles изображен в оливково-зеленой тунике с коричневым кантом на манжетах.

11) Римская история Диона, Книга LXXXIX, 2-3, III век
Кроме плаща своего имени, Каракалла носил еще три типа плащей. Дион описывает пурпурный плащ; пурпурный плащ с вертикальной широкой белой полосой; белый с пурпурной полосой. Дион своими глазами видел белый плащ с полосой на Каракалле.

12) Авторы жизнеописаний Августов, 390 г., «Двое Галлиенов» VII,4-VIII,1
История римских императоров рассказывает нам о том, как император Галлиен (253-268) ознаменовал десятилетний юбилей своего пребывания на троне «небывалыми играми, невиданными дотоле торжественными шествиями, изысканными удовольствиями». Воины были одеты во все белое. Примерно так же выглядели участники триумфального парада Вителлия, описанного Тацитом.

Армия Севера

Армия Севера

1. Легионер, 193 год
Дион Кассий сообщает, что римляне пришли в шок, когда увидели дунайскую армию, которую в 193 году Септимий Север повел на Рим. Жители Аппенин решили, что это варварское вторжение, поскольку туника с длинным рукавом и штаны были в то время немыслимой для римлянина одеждой. На арке Севера, воздвигнутой в 203 году по-прежнему изображался сегментный панцирь, а также традиционная римская туника. Италийский шлем, доспехи ньюстедского типа.

2. Преторианская гвардия, 193 год
Первое, что сделал Септимий Север, став императором, он распустил преторианскую гвардию и сформировал новый отряд телохранителей из числа солдат своей провинциальной армии. Преторианцев он подверг дополнительному унижению, заставив их выйти на парад в подпанцирной одежде. Полосы на поясе и ремне — птеруги, кожаные или из нескольких слоев льна.

3. Римский фалангист, 217 год
Каракалла не только прославился как изобретатель плаща своего имени, но он попытался провести интересный военный эксперимент. Готовя поход в Парфию, он сформировал отряд из 16 000 человек, экипировав их как македонских фалангистов. Сообщается, что доспехи были кожаные или матерчатые, так как подготовка кампании шла в спешке. Вооружение воинов состояло из длинного и короткого копья, а также обычного римского меча.

              

Добавить комментарий