Интерпретация источников свидетельств военной одежды Рима

Известно, что солдаты могли получать дополнительное обмундирование из дома, но неизвестно, существовали ли какие-либо правила, регламентирующие ношение дополнительной одежды. Мы точно знаем, что солдатам разрешалось самостоятельно приобретать себе экипировку, например ножны и поясные ремни, руководствуясь соображениями удобства и собственным вкусом. Может быть, тоже самое правило распространялось на туники и плащи?

Надгробье Марка Аврелия Непота

Надгробье Марка Аврелия Непота, центуриона XX легиона, Честер, Англия. Он опирается на жезл из виноградной лозы и изображен в тунике с длинным рукавом и в плаще. Поясной ремень с массивной кольцевидной пряжкой.

Красный цвет был традиционным цветом военных, так как был связан с культом Марса. Красные туники были популярны не только у римлян, но также у греков, македонцев, самнитов, этрусков и в Египте Птолемеев. Красный цвет привлекал в армию новобранцев. Интересно, что на сохранившихся цветных изображениях используются не алые или темные оттенки красного, но легкий красно-розовый цвет. Был ли такой цвет изначально, или произошло обесцвечивание? Множество севрюжно-розовых фрагментов ткани обнаружено в Масале (Израиль), но большинство других образцов довольно насыщенного цвета, что не позволяет однозначно ответить на этом вопрос.

На рисунках и мозаиках того цвета белая туника чаще всего сочетается с желто-коричневым плащом. Далее следует сочетание белой туники и красного плаща. Иногда обладателями красных плащей были гражданские лица, таким образом, мы не можем сказать, что красный плащ был признаком командира. Сочетание белой туники с белым плащом часто встречалось у старших центурионов и трибунов, таким образом, указывая на командиров, относящихся ко всадническому сословию. Фраза «одет в блистающую белую одежду» часто употребляется в описаниях парадов и означает, что плащ был такого же белого цвета, что и туника.

В Египте обнаружено множество изображений людей, одетых в белую тунику и синий плащ. По-видимому, это моряки. Египетский флот имел большую традицию, уходящую еще во времена фараонов и нильского флота. Но синий цвет указывает на моряков лишь предположительно. Так, известны два изображения конных воинов в синих плащах.

Зеленые туники встречаются очень редко. Их носили солдаты из элитарных частей, согласно более поздним византийским источникам – представители гвардии. Пурпурные плащи носили только представители высшего командования времен Республики, а позднее такой плащ был признаком императора, хотя многие императоры, как мы уже неоднократно говорили, одевались по-солдатски.

Солдаты одевались по-разному в разных ситуациях. Например, белая шерстяная туника для повседневной носки, шерстяная или льняная беленая туника для парадов, а красная туника для боя. На многих изображениях солдаты показаны в повседневной одежде, то есть в белых туниках. Снаряженные для боя солдаты чаще изображаются в красных туниках, хотя из этого правила есть исключения.

Известно, что каждый солдат имел несколько туник. Так, во времена Диоклетиана у каждого солдата было, по меньшей мере, три туники. Полководцы могли иметь множество туник и плащей превосходного качества. Аналогичное явление встречается и в более поздних армиях, где офицеры за свой счет шили себе хорошую форму, тогда как нижние чины довольствовались казенным обмундированием.

Легионеры и солдаты вспомогательных частей носили одежду одних и тех же цветов. Это была целенаправленная политика романизации союзников. Еще больше оттенков было у плащей. Возможно, цвет плаща означал ранг военнослужащего. Рядовые солдаты носили простые желтовато-коричневые плащи. В более поздний период даже плащи старались делать красивыми. Таким образом, на обмундирование воинов влияло сразу множество факторов: традиции части, снабжение в походе, личные вкусы командиров, определявших требования к облику солдат. На наш взгляд у римлян был ужасный цветовой вкус. Они сочетали совершенно несовместимые с современной точки зрения цвета.

Основная ошибка современных реконструкторов и историков заключаетсяв том, что они часто делают свои построения, опираясь только на один из доступных источников, не проводя анализа всего корпуса доступных свидетельств. Причем за образцы берут в первую очередь скульптуры, а не сохранившиеся образцы ткани, тогда как письменные описания не учитываются вовсе. Кроме того, постоянно забывается то, что отсутствие свидетельства нельзя трактовать как свидетельство в пользу отсутствия.
Кроме того, постоянно приходится сталкиваться с различными мифами и заблуждениями. Так, «красная туника из Масады» в действительности представляет собой всего лишь обрывок ткани шириной 13 см, из которого можно лишь установить качество самого материала.
В результате резко снижается достоверность реконструкций. Начинаются эксперименты, которые редко дают убедительные результаты, а чаще приводят к новым вопросам. Так, попытки реконструировать одежду по сохранившимся фрагментам явно опровергают устоявшееся представление о том, что римляне были заметно ниже ростом, чем современные люди.

Добавить комментарий