Дополнительные свидетельства цвета одежды римских солдат

Ряд поздних римских и ранних средневековых копий более ранних римских манускриптов дают нам дополнительный материал о том, какого цвета была одежда римских солдат. Среди таких манускриптов можно назвать «Илиаду» из Амбозианской библиотеки в Милане, а также украшенный манускрипт из Лавренцианской библиотеки во Флоренции. В Лоренцианком манускрипте интерес представляют сцены Распятия, где солдат, протыкающий тело Христа копьем, одет в красную тунику.

Широко известны копии манускрипта «De Rebus Bellicis» из Бодлианской библиотеки в Оксфорде. Здесь интерес представляет изображение подпанцирной одежды – thoracomachus. Детали рисунка подтверждают его достоверность. Туника окрашена в красно-желтый цвет. Кроме того, воин одет в белые штаны (bracae) с черными обмотками, перехваченными красными ремнями.
Подавляющее большинство туник на иллюстрациях манускриптов красного или белого цвета. Гораздо реже встречаются зеленые и синие туники. Цвет плащей не изменился во времен III века.

Среди рисунков в катакомбах встречаются персонажи, одетые по-солдатски. Так, в Претекстатских катакомбах сохранилось изображение воина в белой тунике и красном плаще, который стоит у колодца, из которого черпала самаритянка. Подобным образом одетый человек, вооруженный мечом в ножнах, собирает воду из родника, потекшего из скалы, по которой Моисей стукнул посохом.

Результаты старых исследований и раскопок в настоящее время игнорируются большинством ученых. Эта тенденция особенно характерна для изучения римской военной экипировки. Такой подход совершенно неоправдан, так как очень много образцов, известных в прошлом, до нас не дошло или получило дополнительные повреждения за прошедшие годы. Кроме того, римские скульптуры обычно раскрашивались, следы этой краски еще можно было видеть несколько столетий тому назад, но сейчас краска уже полностью стерлась.

Хороший пример реконструкции республиканского triarius с алтаря Домиция Агенобарба провели в XIX веке ученые Расин и Готтенрот. Оба действовали независимо и пришли к одинаковому выводу о том, что туника у воинов была синей. Уже в XX веке реконструкцию этой же фигуры провел Форестье. При этом Расин и Готтенрот изобразили легионера I века в красной тунике.
Большой интерес представляет работа аббата Рудольф из монастыря Св. Трудона в Кельне (Германия), проделанная еще в 1121 году. Когда открыли гробницу, в которой лежали мощи св. Гереона, одежда святого была обнаружена в превосходном состоянии. По сообщению аббата, святой был облачен в белую нижнюю рубаху и красную тунику, причем со временем красная туника полиняла на белую нижнюю рубаху. Это описание интересно нам, так как Гереон был солдатом и служил в Legio III Diocletiana Thebaorum или Legio Maximiliana Theobarorum, приняв мученическую смерть около 304 года в период правления императора Максимилиана, отказавшись приносить жертву языческим богам. Возможно, мученика похоронили в его военной одежде.

Фрагмент с серебряного блюда из Керчи, середина IV века. Изображен император Констанций II(337-361) в сопровождении гвардейца. Гвардеец держит щит, украшенный изображенем лабарума.

Фрагмент с серебряного блюда из Керчи, середина IV века. Изображен император Констанций II(337-361) в сопровождении гвардейца. Гвардеец держит щит, украшенный изображенем лабарума.

              

Добавить комментарий