Вал Антонина (I)

Строительство вала шло с востока на запад, от Бриджнесса на южном берегу до Олд-Килпатрика на северном берегу Клайда. Протяженность линии укреплений составила 40,5 римских миль. Вал Антонина шел по южному склону долин Келвин и Кэррон, держа под наблюдением Кемпси-Феллс и Килсит-Хиллз. На востоке линия шла через болота в районе Форта.

В Scripores Historiae вал Антонина называется murus caespiticius, то есть дерновая стена.

«Легат Лоллий Урбик победил британцев и, оттеснив варваров, провел новый, покрытый дерном земляной вал».

Это короткое, но явное описание не оставляет никаких сомнений в том, что стена вала Антонина строилась не из камня.

Солдат вспомогательной когорты

Левая панель верстового столба из Бриджнесса. Солдат вспомогательной когорты верхом на коне попирает нагих варваров. Мотив триумфатора-всадника был распространен на романо-британских надгробьях.

Археологические доказательства свидетельствуют о том, что вал Антонина был построен из блоков дерна, уложенных на каменное основание шириной 4,25-4,9 м. Каменное основание представляет собой два ряда квадратных бордюрных камней, между которыми уложен слой необтесанных булыжников. Между камнями основания уложены дренажные трубы. Конструктивно вал Антонина отличается от дернового сегмента вала Адриана именно наличием каменного основания. Эта конструктивная особенность, несомненно, появилась в результате анализа опыта эксплуатации вала Адриана. Каменное основание значительно улучшило дренаж и повысило устойчивость всего сооружения. Кроме того, ширину вала уменьшили на треть по сравнению с прежней постройкой, что позволило сэкономить материал и время.

Вал имел трапециевидное сечение, ширина в верхней части 2,75 м. Здесь был уложен деревянный настил шириной 1,85 м с дощатым и плетеным парапетом высотой около 1,5 м. Парапет скорее всего плели из ореховых или ивовых прутьев. Такая конструкция была проста в изготовлении. Попасть наверх насыпи можно было деревянным лестницам: постоянным или съемным. Вал Антонина в отличие от вала Адриана изначально планировался как дерновой, переделывать в камне его не собирались.

С северной стороны вала был вырыт ров. Пространство между рвом и валом (так называемая берма) имело в ширину не менее 6 м. Ров V-образного профиля, стены расположены под углом 30 градусов к вертикали. Вдоль дна рва идет дополнительная яма. Размеры рва колеблются на разных участках, в среднем ширина 12,2 м, глубина 3,66 м. Грунт, вынутый при рытье рва, отбрасывался на северную, более низкую сторону, поэтому обе стенки рва одной высоты.

Третий элемент линий укреплений — военная дорога, которая идет параллельно насыпи примерно в 50 м к югу. Сохранившиеся участки дороги позволяют сказать, что она имела обычную для римских дорог конструкцию, при ширине 4,9-5,5 м. По сторонам дороги шли довольно глубокие дренажные канавы. Данные аэрофотосъемки позволили не только точно определить ход дороги, но также выявили ямы по ее сторонам, из которых добывали строительные материалы.

Вал Антонина дополнительно усиливался цепью военных фортов, расположенных вдоль всего хода вала на равном расстоянии друг от друга. Форты служили базами для легионных вексилляций и вспомогательных частей. Первоначальный план предусматривал строительство шести крепостей, расположенных с интервалом 10-13 км, то есть на расстоянии полусуточного перехода. После того, как линию вала довели до Каслхилла, расположенного всего в 6,5 км от конечной точки, план переработали, резко увеличив число фортов. В настоящее время известно по меньшей мере 19 фортов.

Местонахождение 17 фортов точно известно, а двух фортов (Инверавон и Фолкерк) предполагается. По новому плану крепости стояли на расстоянии всего 2,4-4,8 км друг от друга. Таким образом, гарнизоны здесь находились чаще, чем где бы то ни было в Империи. Это обеспечивало надежный контроль над границей. Все форты, за исключением Бат-Хилла, пристроены к внешней стороне вала.

              

Добавить комментарий