Каледоны и боевые колесницы варваров

Клавдий Птолемей в середине II в. н.э. составил список племен, населявших Британию. Он основывался на источниках конца I в. н.э. Каледонов он упоминает как одиночное племя, населяющее горную Шотландию. Тацит, а также Дион используют термин «калдоны» в собирательном смысле, называя так разные племена, обитавшие к северу от Форта и Тея. Именно в этом смысле термин «каледоны» будем применять и мы.

Боевые колесницы — это были двухколесные повозки с центральной оглоблей, к которой припрягалась пара пони. Экипаж колесницы состоял из погонщика и воина. Гай Юлий Цезарь, столкнувшийся с боевыми колесницами, когда высадился на юге Британии, описывает колесницы как средство, позволявшее воинам быстро выдвигаться, а при необходимости быстро отступить. В то же время, бой воины вели в пешем порядке. Погонщики отличались высоким мастерством управления колесницей, при необходимости могли перебегать вдоль оглобли, а также метать дротики на полном ходу. Цезарь утверждает, что армия галло-бельгов под командованием Кассивеллауна, даже в частично демобилизованном состоянии, насчитывала 4000 колесниц. Но нам представляется, что боевых колесниц в составе британской армии не могло быть много, так как на колесницах сражались знатные воины.

Пленные каледоны

Пленные каледоны

Описывая сражение при горе Гравпий, Тацит сообщает только, что боевые колесницы каледонов с шумом маневрировали между боевыми порядками, осыпая римлян градом дротиков, но вскоре отступили под контратакой римской вспомогательной конницы. Тацит, описывая экипаж колесницы, противоречит общепринятому мнению, утверждая, что «начальствует возничий: подчиненные ему воины оберегают его от врагов». Возможно, тактика северян-каледонов отличалась от той, с которой Цезарь столкнулся на юге острова 130 годами раньше. По свидетельству Тацита, перед началом основного сражения «поле между обоими стенами оглашалось стуком носившихся взад и вперед колесниц и криками возничих и воинов». Так или иначе, каледоны использовали колесницы еще в ходе северной кампании Септимия Севера. Современник Септимия Севера Дион сообщает, что боевые колесницы северян везли «невысокие, быстрые лошади» или пони. До наших дней эта порода сохранилась в Фелле, Дейле и Гарроне, хотя сами лошади стали выше и тяжелее.

Археологические находки говорят нам, что колесницы были маленькие и легкие, при необходимости их можно было разобрать. Для их изготовления требовалось значительное столярное мастерство. Например, колесо, обнаруженное в районе Ньюстеда, изготовлено с использованием древесины трех пород: ясень (обод), ива (11 спиц) и вяз (ступица). Недавнее исследование, посвященное кельтским колесницам, позволило по-новому взглянуть на их конструкцию. Борта колесницы формировали две детали их гнутой на пару древесины. К бортам крепились кожаные ремни, которые образовывали пол колесницы и подвеску. Подобная конструкция позволяла колеснице развивать высокую скорость, сохраняя при этом достаточную маневренность.

              

Добавить комментарий