Эпоха Рима

Фракийцы, мирмиллоны, ретиарии, секуторы

Фракийцы
Фракийский шлем легко определить по клюву гриффону на гребне. Известны по меньшей мере два фракийских шлема. Один находится в коллекции Неаполитанского музея античности, а другой экспонируется в Кастел Сан-Анджело в Риме. Шлем изготавливался из одного куска бронзы. К чашке шлема пристыковывались поля, точнее сваривались горячим способом. Поля имели выгнутую форму, обеспечивавшую повышенную жесткость. Две лицевые пластины подвешивались в районе ушей. Глазницы закрывали решетками из бронзы. Решетки имели девять отверстий. Читать далее

Другие типы гладиаторов

Описанные выше четыре типы гладиаторов были наиболее распространенными на западе империи. Но в некоторых программах использовались более экзотические типы бойцов. Среди них встречались гладиаторы, опасные не только для своих противников, но и для зрителей. Например, саггитарии были вооружены луками, способными стрелять далеко. Саггитарии перестреливались через арену, и шальная стрела, несомненно, могла залететь на трибуны. Читать далее

Орудия, оружие и щиты гладиаторов

Орудия и приспособления на арене
Тела погибших гладиаторов убирали с арены не крючьями, как это принято считать, а на колесных тележках. На одной из мозаик показаны такие тележки, похожие на современные госпитальные кровати на колесиках. Такие тележки не только позволяли быстро увезти гладиатора с арены, но также облегчали работу врачам, которым не приходилось нагибаться до земли.

Каждый рабочий обслуживала целая армия рабочих. По сигналу трубы гладиаторы выходили из темных коридоров на арену. Читать далее

Психология гладиаторов

Гладиаторы знали, что смерть может настигнуть их в любой момент. Поэтому гладиаторы были весьма религиозны и суеверны. И в тесных каморках младших гладиаторов в казармах Помпеев и в приличных квартирах знаменитейших бойцов неизменно стояли статуэтки божеств, которых гладиаторы считали своими покровителями. Особенной популярностью пользовались герой-полубог Геркулес, бог войны Марс и богиня охоты Диана. В Керлеоне, Уэльс, обнаружена табличка с проклятиями. У одного гладиатора кто-то украл одежду. Потерпевший призывает богиню мщения Немезиду следующими словами: «Госпожа Немезида, я дам тебе плащ и пару сапог. Пусть тот, кто их носит, не откупится от своего преступления иначе, чем пролив свою кровь!» Читать далее

Рудис

Для большинства гладиаторов имелся только один шанс остаться в живых. Умело действуя на арене они могли надеяться выиграть рудис – деревянный меч, служивший символом освобождения и, вместе с тем, подтверждения высокого гладиаторского мастерства. Но даже если рудис заполучить не удавалось, самые отважные гладиаторы завоевывали симпатию со стороны публики. Многие гладиаторы даже получив рудис, продолжали участвовать в боях, так как слава и успех значили больше, чем опасность быть убитым. Сирийский гладиатор Фламма четырежды выигрывал рудис, но продолжал выступать на арене. Получив свободу, Фламма стал, как сказали бы сейчас, «играющим тренером». Он окончательно перестал участвовать в боях в 30 лет. Читать далее

Гладиатор в бою

Ave Ceasar, morituri te salutant! – Идущие на смерь приветствуют тебя, Цезарь!

Вопреки расхожему мнению далеко не каждый бой заканчивался смертью одного из гладиаторов. Даже мнение толпы не всегда учитывалось, особенно если речь шла о старом бойце, который был гордостью школы и на воспитание которого было затрачено много денег и сил. В Помпеях обнаружено граффити, изображающее бой между ветераном Хиларом и молодым мирмиллоном по имени Аттилий. Как следует из росписи, победил молодой Атттилий. Читать далее