Обустройство гладиаторских боев

О предстоящих играх сообщалось с помощью объявлений, делавшихся охрой на беленых стенах. В Риме сохранилась одна такая надпись на стене, гласящая «Если позволит погода, 30 пар гладиаторов, подготовленных А. Клодием Флакком, вместе с запасными бойцами, проведут бои 1, 2 и 3 мая. После боев последуют сцены охоты на диких животных. Будет сражаться знаменитый Парис! Ура Парису! Ура щедрому Флакку, стремящемуся к дуумвирату!» Ниже имелась надпись: «Написано Марком при свете луны». Подобный обычай был распространен по всей империи. На стенах Помпеев сохранились объявления об играх, организованных Лукрецием Сатрием.

масляная лампа с изображением гладиатора

Предметы с изображением гладиаторов находят по всей территории Римской империи. Эта масляная лампа с изображением гладиатора, ожидающего решения судьбы своего проигравшего противника. Подобные вещи продавались при входе в амфитеатр.

Толпы современных туристов, запрудивших узкие улочки Помпеев, напоминают давку, царившую на подходах к городскому амфитеатру. Вместимость амфитеатра в Помпеях достигала 20 000 человек, что достаточно много для сравнительно небольшого города. Бои посещали и приезжие, о чем свидетельствуют надписи на камнях амфитеатра. Войдя в амфитеатр, зрители могли приобрести различны сувениры. В качестве входных билетов служили костяные или глиняные пластинки-тессеры. Тессеры распространялись бесплатно за несколько недель до начала боев. Рассаживали публику по местам особые служители – локарии.

Для состоятельных граждан имелись сидячие трибуны. Для плебса имелись стоячие трибуны. В Колизее имелась и галерка, где собирались самые бедные зрители. Занять надлежащее своему статусу место было делом чести.

В туннелях, ведущих на трибуны, хозяйничали различные «предприниматели» от торговцев съестным до проституток. По мере продвижения программы возбуждение публики росло. Классические писатели описывают рев возбужденной толпы как «рев шторма». Среди зрителей на трибунах также толклись торговцы, предлагавшие еду, флаги и списки гладиаторов. По этим спискам заключались пари. Овидий говорит, что попросить почитать программку у соседки считалось благовидным предлогом для знакомства с девушкой. Впрочем, при Августе для женщин выделили отдельные места. Передние ряды занимали сенаторы, солдаты, женатые мужчины, а также ученики с учителями. Женщин отсадили на верхние ряды.

Над трибунами растягивался тент, поддерживаемый стойками по периметру амфитеатра. Изображение амфитеатра с тентом имеется в Помпеях. Археологи долгое время спорили о том, какую конструкцию имела система поддержки тента. Недавно удалось установить, что тент поддерживала система уравновешенных рычагов и наружных блоков. Тент делался из шерсти, холстина была слишком тяжелой. Тент, растягиваемый над Колизеем, был выкрашен охрой. Солнечные лучи, пробиваясь через колыхающийся на ветру тент, играли на песке арены.

Тент был очень удобной вещью. Однажды над Колизеем не растянули тент. Среди зрителей, по соображениям безопасности запертых на трибунах, было отмечено множество солнечных ударов. Кроме тента прохладу на трибунах создавали фонтаны-спарсионы.

Для арены использовался песок определенного сорта. Говорят, что Нерон хотел посыпать арену золотой пылью, чтобы поверхность играла бликами. Но это не так. В действительности Нерон и Калигула любили цветной песок, используя зеленовато-синий и красноватый песок, содержащий ртутную киноварь.

Форма амфитеатра отражала тепло внутрь и звук наружу. Любой звук, изданный гладиатором, отчетливо слышался на трибунах, даже на самых верхних рядах. Отсюда возникало правило, что гладиаторы не должны издавать лишних криков и молчать даже в случае ранения. Даже на самых плохих местах зрители отлично видели арену. Архитектура трибун открывала зрителям хороший обзор. Поэтому Эхион, герой пьесы «Сатирикон», написанной в I веке н.э. Петронием Арбитром, мог воскликнуть: «Хочу видеть холодную сталь, беспощадность и бойню! И все это вместе и одновременно!»

Зрители занимали свои места и игра начиналась. Сначала выходили преконы – глашатаи, которые объявляли программу боев. Затем появлялись гладиаторы и венаторы. Они выезжали на арену на колесницах и повозках. В зависимости от финансирования эдиторы обставляли выход гладиаторов с различной степенью экстравагантности. Например, вместо коней могли использовать зебр.

Амфитеатр Помпеев, вид с верхнего ряда трибун

Амфитеатр Помпеев, вид с верхнего ряда трибун. Несмотря на расстояние в 64 метра, арена великолепно просматривается. Акустика амфитеатра также великолепна.

              

Добавить комментарий