Орудия, оружие и щиты гладиаторов

Орудия и приспособления на арене
Тела погибших гладиаторов убирали с арены не крючьями, как это принято считать, а на колесных тележках. На одной из мозаик показаны такие тележки, похожие на современные госпитальные кровати на колесиках. Такие тележки не только позволяли быстро увезти гладиатора с арены, но также облегчали работу врачам, которым не приходилось нагибаться до земли.

Каждый рабочий обслуживала целая армия рабочих. По сигналу трубы гладиаторы выходили из темных коридоров на арену.

Фракиец, статуэтка II века н.э.

Фракиец, статуэтка II века н.э. Первоначально на статуэтке присутствовал выгнутый меч, который гладиатор держал в правой руке.

Служители арены, в задачу которых входило убирать трупы, одевались как Гермес Психопомп – бог, сопровождавший мертвых в ад. Но потребности арены этим не завершались. С помощью раскаленного железного прута служители прижигали гладиаторам лицо, удостоверяясь в их смерти. Тут Гермес уступал место Харону. Тертуллиан писал, что этот рабочий сцены был одет в черный плащ, черные сапоги и демоническую маску. Харон с помощью кувалды или дубины добивал раненых. Гладиатор был обречен на смерть, если публика желала того. Гладиатору перерезали горло и его труп передавали сполиарию, который снимал доспехи. Тела преступников, погибших в массовых бойнях, сбрасывали в реку или закапывали в землю.

Оружие и щиты
Данай Фракиец имел не только характерные доспехи, но и характерное оружие. Он вооружался сикой – своего рода ятаганом с массивной гардой. На скульптурах и мозаиках показаны различные варианты сики, различавшиеся кривизной клинка. Несколько железных сик находится в коллекции Римского музея города Аугст в Швейцарии. Предполагается, что эти клинки использовались гладиаторами.

Сика и гладий (короткий прямой меч) подвязывались к запястью бойца, что не давало потерять оружие в бою. На мраморном рельефе в Национальном музее в Риме показана шитая тесьма, охватывающая запястье каждого бойца и привязанная к головке эфеса меча.

Чтобы отражать удары противника, фракийцы оснащались квадратными щитами-пармами. Эти небольшие щиты не отягощали бойца и обеспечивали достаточную защиту верхней части туловища. Круглые бронзовые щиты, обнаруженные в Помпеях, принадлежали близким «родственникам» фракийцев – гопломахам. Один такой щит с серебряным умбоном в форме головы Медузы Горгоны обнаружен при раскопках. Щит имеет 370 мм в диаметре и весит 1,6 кг. Почти наверняка можно утверждать, что этот щит изготовлен в чисто декоративных целях. Существовали и боевые бронзовые щиты. В Британском музее хранится отличный экземпляр бронзового щита гопломаха, украшенный по краю декоративной перворацией.

У мирмиллонов щит имел большие размеры, чем у фракийцев и скорее напоминал скорее напоминал скуутум легионера. На колонне изображены щиты меньшего размера, как раз такие использовались гладиаторами. Настоящие большие боевые щиты иногда находят во время раскопок. Один такой щит обнаружен в Каср-эль-Харит в Египте. Боевые щиты хорошо прикрывали бойца, но публика требовала крови, поэтому щиты гладиаторов специально делались относительно небольшого размера. Боевой скутум было трудно пробить, хотя иногда их использовали на арене, стараясь принудить противников к активному маневрированию. Иногда бой с применением скутумов вырождался в бесконечный обмен ударами на одном месте. О таких случаях, в частности, упоминает Юлий Цезарь, жалуясь на скучность подобных боев. Цезарь даже пишет, что устав смотреть на занудный бой, он стал читать книгу. Даже Марк Аврелий писал, что он не против игр, но только бы они не затягивались до бесконечности.

Деревянные щиты изготавливались из нескольких тонких досок, которые склеивали друг с другом в несколько слоев, чередуя направление. Несколько таких наборных щитов обнаружены археологами в Европе и на Ближнем Востоке. Эти щиты обтягивались холстиной или кожей, их наружная сторона украшалась росписью. Нет оснований полагать, что гладиаторские щиты имели другую конструкцию. Железные накладки, вроде обнаруженной под Майнцем, Германия, в настоящее время служат образцом для реконструкторов. На мраморном рельефе из археологического музея Неаполя отчетливо видно, что у щита ручка шла поперек и прикрывалась железным умбоном.

Колчестерская ваза.

Колчестерская ваза. Возможно, это одно из самых лучших изображений гладиаторов, обнаруженных на территории Британии. Показан секутор Мемнон, побеждающий ретиария Валентина. Обратите внимание, что набедренник секутора украшен бубенцами.

              

Добавить комментарий