Набор гладиаторов

Построенный Флавием амфитеатр, получивший известность как Колизей, был первой каменной постройкой подобного рода. Пол арены сначала был песчаный, но затем его перестроили, организовав под ним сеть подземных ходов – гипогеев. В ходах располагались различные механические приспособления, облегчавшие быструю смену декораций на арене. С помощью этих ходов на сцену также выпускались звери и гладиаторы.

Археолог-архитектор Жан-Клод Голвен в своей книге «Амфитеатры и гладиаторы» говорит о по меньшей мере 186 амфитеатрах на территории Римской империи. В существовании еще 86 амфитеатров нет стопроцентной уверенности. Римляне, несомненно, наслаждались видом чужой боли. Но здесь следует учитывать особенности того непростого времени. Римский идеал настоящего мужчины во многом базировался на силе и военной подготовке. Они умели ценить бой. Хорошим примером римского духа может послужить случай, описанный Валерием Максимом. Это автор писал о 15-летем юноше Эмилие Лепиде, который храбро сражался с греческой фалангой, используя преимущества открытого строя римского легиона. Он «вступил в битву, убил солдата противника и спас шедшего за ним легионера». В глазах Эмилий имел все необходимые для настоящего мужчины добродетели. Он бы превосходным солдатом, и это сделало 15-летнего юношу идеалом мужества для всех граждан сначала республики, а затем и империи. Чеканилась монета с его изображением, была воздвигнута статуя Эмилия.

Гладиаторы, которых многие римляне, включая Цицерона, считали «порочными людьми и варварами», должны были встретить смерть храбро. Своим мужество гладиаторы должны были возбудить аналогичные чувства в зрителях. В мыслях римлянина, гордого своей культурой и доминированием над врагами, гладиатор на арене был хорошим примером для граждан. Если худшие из худших могли показать храбрость на арене, то настоящий римлянин просто обязан был демонстрировать доблесть.

Набор гладиаторов
Немногие римские граждане соглашались стать гладиаторами. Назвать гражданина гладиатором считалось оскорблением. Сенека отмечал, что матерей, потерявших сыновей, утешали, говоря им, что «из них все равно бы вышел гладиатор». Такие христианские авторы как Тертуллиан и святой Иероним упрекали сенаторов в лицемерии. С одной стороны сенаторы считали гладиаторов своего рода проститутками, но в то же время с большим интересом следили за сражениями на аренах. Существовало противоречие между низким социальным статусом гладиатора и его довольно высоким уровнем жизни с шансом разбогатеть под старость. Гладиаторские школы набирали большинство учеников на невольничьих рынках, но среди гладиаторов имелось некоторое число добровольцев.

Некоторые из этих добровольцев были неудачниками, потерявшими состояние, другие представляли собой искателей приключений. Историк Майкл Грант утверждает, что из каждых десяти гладиаторов двое были свободные граждане.

В гладиаторских школах была довольно жесткая дисциплина. Чтобы развивать в гладиаторах добродетели, в школах действовала система физических наказаний. При этом в школах имелись массажисты и тренеры, которые заботились о том, чтобы гладиаторы находились в превосходной физической форме. Венаторы – специализировавшиеся на бое с хищниками – обучались по похожей системе. В интересах школы было заботиться о здоровье гладиаторов. Знаменитое восстание гладиаторов в 73 г. до н.э. было вызвано именно тем, что в гладиаторской школе чрезмерно увлеклись физическими наказаниями, пренебрегая заботой о здоровье.

Набор в школу гладиаторов

Пополнение в школе гладиаторов

Рабов пригнали в казармы императорской школы. Ланиста осматривает пополнение. В каждом дверном проеме стоит легионер, готовый пустить в ход оружие при малейших признаках бунта. Гладиатор-доброволец смотрит на своих новых «коллег», вспоминая свои первые дни в школе. Новичков поселили в самых худших комнатах казармы, тогда как ветераны школы пользовались сравнительным комфортом.

              

Добавить комментарий