Матерчатые доспехи гладиаторов

Скорее всего, гладиаторы не носили обуви, хотя их иногда изображают в кожаных гетрах, которые не давали поножам царапаться при ходьбе. Гладиаторы крайне редко изображаются обутыми, представляя в этом отношении полную противоположность легионерам. Мозаика из Романского музея в Аугсте под Базелем показывает гладиаторов, экипированных как всадники, но сражающихся пешком. Плащей у гладиаторов нет, зато имеются башмаки. Маркус Юнкельманн в своей книге «Игра со смертью» реконструирует несколько стилей гладиаторской экипировки, давая оригинальную интерпретацию первичных источников. Юнкельманн в частности предположил, что некоторые типы тяжеловооруженных гладиаторов могли носить башмаки на толстой подошве, представлявшие собой продолжение войлочных или стеганых ножных доспехов.

Данай, выступавший в роли фракийца, должен был носить матерчатые доспехи, защищавшие руки и ноги. Перетянутые кожными ремешками фасции – поножи – и маники – наручи – были обычными доспехами большинства гладиаторов, начиная с I века н.э. Эти доспехи можно увидеть на множестве скульптур и мозаик, а их конструкция представляет собой тему для дискуссии. Бронзовая статуэтка крупелярия из Версиньи (Франция) показывает тяжеловооруженного воина. Тацит также говорит о гладиаторах, «полностью закованных в сталь». Эффективность такого рода доспехов была доказана в ходе восстания галлов в Сакровире в 21 году н.э. Среди восставших было много крупеляриев. Легионерам было предложено использовать для борьбы с крупеляриями боевые чеканы.

В Галерее Борджия в Риме хранится одна из самых интересных мозаик, изображающая бой гладиаторов в IV веке н.э. Гладиаторы изображены в обмотках на голенях. Майкл Грант в своей книге «Гладиаторы» цитирует Ювенала, который очень едко высмеял женские гладиаторские бои. Перечисляя различные виды экипировки, уродующие женскую фигуру, Ювенал, в частности, упомянул «обмотки, делающие ноги похожими на обрубки бревен».

Современные реконструкторы предполагают, что легковооруженные бойцы могли приматывать полосами ткани войлочные пластины к конечностям, что и создало впечатление «обрубков бревен». Мраморная фигурка из Эфеса (Турция) показывает тяжеловооруженного гладиатора (провокатора), у которого матерчатые доспехи доходят до верхней части левого бедра, и полностью закрывают правую руку.

Тренировка гладиаторов, Помпеи, 78 год н.э.

Тренировка гладиаторов, Помпеи, 78 год н.э.

Центральная арена школы служила местом для подготовки гладиаторов. Новички упражняются с использованием деревянных мечей, за их действиями следит доктор (тренер). Боевое оружие гладиаторам давали только перед выходом на арену из опасения бунта или возможных травм. Тренер держит в руках палку, которой «подбадривает» уставших учеников. Голоногий гладиатор экипирован как фракиец, хотя он снял шлем, чтобы можно было легче дышать. На заднем плане ретиарий отрабатывает набрасывание сети на деревянный столб. За тренировкой следит богато наряженная женщина, которая пришла в казармы для встречи со своим любовником.

              

Добавить комментарий