Кто такие гладиаторы

На одной стене в Помпеях можно прочитать слова: «Целадус Фракиец – герой девушек, заставляющий биться сердца». Эти слова, дошедшие до нас через столетия, – немые свидетели того очарования, что до сих пор приковывает наше воображение. Мы словно возвращаемся в 79 год до н.э., за несколько дней до того, как на город обрушились тонны вулканического пепла. Послеполуденное солнце освещает арену амфитеатра, на которой сражается фракиец Целадус и другие гладиаторы. Они сражаются не с грозными легионерами и не с варварскими ордами. Они убивают друг друга для удовольствия публики.

Ретиарий

Ретиарий IV века по имени Таламоний. На правой руке кольчужный доспех, фиксируемый на теле с помощью грудного ремня.

На самом знаменитом из римских амфитеатров – Колизее – воздвигнут крест. Этот крест символизирует собой память о бесчисленном множестве христиан, зверски умерщвленных по всех Римской Империи по приказу языческих правителей. Например, Нерон сжигал христиан живьем, облив их смолой. Горящие тела освещали настоящие спектакли смерти, разыгрывавшиеся на арене. Историки любят говорить о «цивилизационном влиянии» Рима, упоминая о дорогах, акведуках и банях. Но эта техническая продвинутость Рима парадоксальным образом сочеталась с мрачной культурой, которую с современной точки зрения иначе как варварской назвать нельзя. Кроме массовых казней христиан другой варварской чертой Рима были сражения гладиаторов.

Римляне в слово «варварский» вкладывали совсем другое значение. Для них варварами были все те, кто еще не был покорен Римом и не понимал латинского языка, не придерживался римского образа жизни. Римское государство было больше чем форма правления. Это был именно образ жизни, дающий материальные и технологические преимущества тому, кто имел на него право. Римляне приобщали к своему образу жизни вождей приграничных племен. Постепенно соседние государства становились марионетками, которыми управляли из Рима. Но за стабильность и материальный достаток приходилось платить свою цену. Кровавые представления, которые разыгрывались на сценах амфитеатров по всей Империи, как раз и были этой ценой. Они служили не только для развлечения публики, но для устрашения врагов Рима, поскольку там же проходили казни преступников, бунтарей и пленных. Рим не терпел противодействия своей политике.

В любом развитом обществе преступники нежелательны и подлежат изоляции или казни. В Римской империи практиковали в основном казнь. Тех, кто по нашим представлениям казнили за иноверие, в Римской Империи казнили за государственное преступление, поскольку иноверцы, отрицающие римские божества, могли навлечь гнев богов на всю империю. Смертной казни также подлежали грабители храмов и отцеубийцы. Сенека свидетельствует, что публичная казнь преступников была не только развлечением для толпы. Публичные казни проводили для того, чтобы «напомнить всем, что те, кто не хочет служить государству совей жизнью, должен будет послужить ему своей смертью».

С самых грандиозных боях участвовали тысячи гладиаторов, пленных и рабов. Такие представления должны были укрепить в гражданах чувство превосходства над варварами, а также давали развлечение толпе. Кроме того, римляне полагали, что устраивая подобные сражения, они дают возможность гладиаторам продемонстрировать достойные римлян добродетели, например, мужество, и хотя бы умереть как настоящие римляне.

Бойцы для поединков отбирались из числа гладиаторов, успешно участвующих в массовых сражениях. Эти бойцы назывались гопломахами. Они были вооружены мечами-гладиями. В одиночных поединках или в массовых сражениях от гладиаторов требовалось как можно болезненнее убивать друг друга, чтобы доставить удовольствие зрителям.

Не все гладиаторы были рабами или преступниками. Среди них встречались и добровольцы, желавшие рисковать своей жизнью ради острых ощущений или славы. Действительно, некоторые из таких добровольцев пользовались известностью. Их имена писали на стенах, о них вели разговоры почтенные граждане, как в наши дни говорят о хоккеистах. В течение почти 600 лет арена была одним из популярнейших развлечений римского мира. Почти никто не выступал против этого зрелища. Все, от цезаря до последнего плебея, желали видеть кровопролитие.

Гладиатор-сцессор

Гладиатор-сцессор, рельеф из восточной части Римской империи. Кроме обычного меча сцессор имел полукруглый нож для отражения ударов ретиария.

Добавить комментарий