История гладиаторских боев

Более тысячи лет римское право действовало на многих тысячах квадратных километров в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. На протяжении своей истории Рим испытывал заметное влияние со стороны этрусской и греческой цивилизаций, вел войну с Карфагеном, а также присоединял соседние варварские племена. В итоге все достижения военной мысли Средиземноморской ойкумены были собраны и стали достоянием Рима.

Римская культура и цивилизация отделяла граждан Рима от окружающих Империю варваров. Технологические достижения делали жизнь римских граждан комфортнее. Даже беднейшие из граждан имели право регулярно получать хлеб. На большей части территории Империи царил порядок, поддерживаемый всей военной мощью государства. Римские легионеры гордились героическим прошлым своих предков, доблестью которых и был создан Рим.

Ошейник и цепочка для раба

Ошейник и цепочка для раба. Проушины ошейника вставлялись одна в другую и фиксировались звеном цепи, которой рабы соединялись друг с другом.

Покорив очередного соседа, Рим присоединял занятую территорию и основывал там колонии – поселения римских граждан. Поселиться в колонии считалось почетным правом. Там граждане могли воспользоваться плодами своего труда и выгодной романизации – насаждения порядков Римского Мира. Пренебрегать культурой, давшей возможность жить на новых землях, представлялось невозможным и даже глупым. Поселенцы новых римских городов воссоздавали вокруг себя привычную культурную обстановку.

Римская империя испытывала влияние со стороны греческой и этрусской культуры. Рим превратился в гибрид разных культур, совмещая в себе, например, греческих богов и этрусское представление о смерти и посмертном существовании души.

Распространенная мысль о том, что гладиаторские поединки были вызваны этрусскими похоронными ритуалами, по-видимому, неверна. Тем не менее известно, что на похоронах Брута Пера в 264 году до н.э. прошли три поединка гладиаторов. Это случай зафиксирован греко-сирийским историком Николаем из Дамаска, жившим в период императора Августа. В течение ста последующих лет обычай устраивать на похоронах сражения между рабами распространился. В 174 г. до н.э. Тит Фламинин провел мунеру – трехдневные бои, в ходе которых состоялись поединки 74 гладиаторов.

Мунеру старались проводить в декабре, одновременно с сатурналиями. Как известно, Сатурн был божеством, «отвечавшим» за самопожертвование. При этом мунтры были не просто номером в программе поминок. Практиковались также бои с животными – венационы. Бои с животными проводились по утрам. Различные дикие звери, доставленные со всех концов империи, умерщвлялись специально подготовленными бойцами – венаторами. Венация служила символом подчинения диких животных римской властью. Бои с участием львов, тигров и других опасных хищников показывали, что власть Рима охватывает не только людей, но и животных. Любая культура, не входящая в состав Рима, объявлялась варварской, единственное предназначение которой было ждать, пока ее не покорит Рим.

По мере того, как все больше и больше состоятельных людей убеждалось с то, что гладиаторские бои служат отличным способом увековечить память покойного, они все чаще и чаще включали в завещание требование провести такой бой на своих поминках. Вскоре простой бой нескольких пар гладиаторов приелся публике. Чтобы поразить впечатление людей, приходилось устраивать грандиозные зрелища по числу бойцов или по способу боя. Постепенно мунера стала более зрелищной и дорогостоящей. Бойцов стали оснащать доспехами, при этом доспехи по стилю часто копировали стиль какого-либо из покоренных Римом народов. Таким образом, мунера стала демонтрацией могущества Рима.

Со временем мунера настолько вошла в обычай, что человек, не завещавший устроить после своей смерти сражение, рисковал опорочить свое имя после смерти как скряга. Многие устраивали игры в честь своих покойных предков. Публика ожидала очередного боя после смерти кого-либо из состоятельных граждан. Светоний описывал случай, что в Полленции (современный Полленцо, недалеко от Турина) публика не давала похоронить одного из бывшего центуриона, пока наследники не организовали сражение.

Причем это был не простой беспорядок в городе, а самый настоящий мятеж, заставивший Тиберия ввести в город войска. Один покойник в своем завещании приказал устроить бой между своими бывшими гомосексуальными любовниками. Поскольку все любовники были молодыми мальчиками, было решено аннулировать это пункт завещания.
Мунера в конечном счете превратилась в настоящие гладиаторские бои, обычно проводившиеся на специально построенных аренах. Первые арены строились в виде амфитеатров вокруг Форума Романума. Трибуны были деревянные, а сама арена засыпана песком. Песок на латыни будет гарена, отсюда и пошло название всего сооружения. В местах массового скопления народа случались трагедии. Тацит описывает одно такое происшествие. По словам историка, событие оказалось разрушительным, как «большая война, оно началось и закончилось в один миг. Вольноотпущенный Атилий построил амфитеатр в Фиденах. Но амфитеатр не имел прочного фундамента, а деревянные перекрытия были плохо соединены между собой. Желающих посмотреть бой собралась огромная толпа, особенно многочисленная в виду расположенного неподалеку города. Переполненный амфитеатр обрушился».

Собралась еще одна толпа – поглазеть на разрушения. В этой толпе вспыхнула драка, которая мешала ходу спасательных работ. Тацит говорит о 50 000 погибших, хотя, вероятно, эта цифра преувеличена.

              

Добавить комментарий