Мундир кирасирских полков

Китель-сюртук (habit-surtout) образца 1803 года. Неудобный китель с длинными фалдами, предписанный кавалерии, был отменен приказом от 1 Вендемьера XII года Республики. Новый китель-сюртук был однобортным, с более короткими полами. Он должен был шиться на средства полковой казны. Приборные цвета и их расположение оставались теми же, которые были введены уставом 1791 года.

Если выкладка оставалась темно-синей, указанные в таблице детали сюртука должны были окантовываться жгутом приборного цвета. Если же воротник, обшлага и т.д. были из ткани полковых цветов, кант должен был быть синим. Фальшивые карманы на фалдах имели кант приборного цвета и три оловянных пуговицы с выштампованным номером полка.

Письмо Военного министра к администрации 9-го Кирасирского полка от 20 сентября 1803 года содержит указания на то, что сюртук должен иметь темно-синие погоны с кантом полкового цвета, но никаких эмблем на фалдах быть не должно. Но можно быть уверенным, что к этому времени все полки уже ввели все символы элитного статуса: алые плюмажи и эполеты и темно-синие изображения гренад на фалдах.

Камзол (habit-veste) образца 1806 года. Хотя сюртук образца 1803 года носили всю Баварскую кампанию, многие продолжали использовать такого типа мундиры и позже — в период Прусской и Польской кампаний 1806 и 1807 годов. Однако эти мундиры были дополнительно украшены лацканами приборного цвета. Никаких логических или практических резонов для возврата к прямоугольным лацканам не было. Можно только предположить, что этим украшением старались придать камзолу более «французский» вид — или просто сделать его более цветастым, когда мундир носили без кирасы.

Сюртук образца 1809 года. В 1809 году был введен новый сюртук, который значительно отличался от образца 1803 года. Однобортный мундир имел десять оловянных пуговиц и фалды длиной до середины бедра, без карманов и отворотов. Это одеяние немедленно создало проблемы: 1-й и 4-й, 2-й и 5-й, 3-й и 6-й, 7-й и 10-й, 8-й и 11-й, 9-й и 12-й Кирасирские полки до сих пор внешне различались по форме карманов. Поэтому в конце 1810 года было дано новое расписание приборных цветов. Можно предположить, что до конца 1810 года в полках указанные цвета использовались в неофициальном порядке, с карманов спарывались цветные канты, а на воротники нашивалась материя новых приборных цветов. Однако скорее всего, полковые мундиры оставались внешне почти неразличимыми, если не считать номеров на пуговицах. В этот период были сформированы два новых полка — 13-й и 14-й Кирасирские. Их приборным цветом был назначен темно-красный. В 13-м Кирасирском и воротник, и манжеты должны были быть приборного цвета, а в 14-м — только манжеты.

Камзол образца 1812 года. Уже в 1810 году новый сюртук стал вызывать недовольство длиной фалд. Они хоть и были короче, чем у старого кавалерийского сюртука, но все же оставались слишком длинными: сминались кирасой и попадали между всадником и седлом. Поэтому был разработан новый образец камзола — однобортный, с девятью оловянными пуговицами и очень короткими фалдами с отворотами и вертикальными ложными карманами. Воротники и отвороты фалд во всех полках устанавливались приборных цветов, что устраняло проблему идентификации мундира только по цвету манжет и обшлагов. Одеяние этого образца было последним шагом в разработке приемлемого мундира для войск, использовавших кирасы. Этот камзол использовался до конца «периода наполеоновских войн».

Уместным будет упоминание об особенностях офицерских мундиров. Официально офицеры должны были иметь такие же мундиры, как у нижних чинов, но с серебряными пуговицами, нашитыми изображениями гренад и бахромой эполет. Однако на самом деле одежда офицеров была довольно разнообразной. В повседневной носке офицеры предпочитали старые кавалерийские кители с длинными фалдами и цветными лацканами. К этому одеянию (уже в качестве служебной одежды) вернулись в 1806 году, когда солдатам были даны камзолы с короткими фалдами и лацканами. После введения в 1809 году сюртука, кавалерийский китель снова стали носить как повседневную одежду — так же, как и мундир сюртучного типа. Этот последний был идентичен официально утвержденному сюртуку, но не имел кантов на груди. Установления 1812 года предписывали ношение темно-синего сюртука с алыми отворотами фалдов и кантом на воротнике, манжетах и груди. Но эти же Установления также уточняли, что китель с длинными лацканами устанавливался в качестве выходной одежды. Он должен был представлять собой несколько измененный кавалерийский китель — более узкий и приталенный.

Бриджи (лосины) кирасир из овечьей или оленьей кожи служили парадной одеждой. На марше или в бою они должны были заменяться рейтузами. Единого утвержденного образца для последних не существовало до 1812 года. Рейтузы шились из полотна или кожи, по цвету варьировали от светло-серого до серо-коричневого, могли иметь обтяжные или костяные пуговицы, а могли быть и без них. В качестве выходной одежды применялись полотняные бриджи с чулками или гетрами. Они должны были быть белыми летом, и темно-синими, с синими или черными шерстяными носками, зимой. В Установлении 1812 года не было специальных предписаний относительно выходной одежды, но официально оговаривался фасон рейтуз: серые полотняные с обтяжными пуговицами вдоль наружного шва.

Офицерские бриджи шили из кожи оленя или серны, но и они при походной форме должны были заменяться на матерчатые из темно-синего полотна. Офицерская выходная форма включала белые полотняные бриджи и белые хлопчатые носки летом, и темно-синие полотняные или кашемировые бриджи с темно-синими или черными шерстяными чулками зимой.

Солдат 7-го Кирасирского, 1812

Солдат 7-го Кирасирского, 1812. В период Русской кампании этот кирасир был одет в последний вариант униформы этого рода войск, который носили вплоть до 1815 года. Можно было бы предположить, что этот рисунок отражает начало кампании, поскольку конь этого всадника находится в очень хорошей форме. Непонятно тогда, почему на иллюстрации изображен снег. Скорее всего, это несколько обобщенный рисунок. К седлу приторочена саква из небеленой материи с запасом продовольствия. Обратите внимание на то, что сапоги кавалериста укутаны мехом для защиты от мороза.

              

Добавить комментарий