Полевая артиллерия и стандартизация производства и обслуживания орудий

Маневренность орудий полевой артиллерии была значительно улучшена благодаря нескольким простым, но остроумным введениям Грибоваля. Канониры теперь экипировались лямками, представлявшими собой надеваемый на плечо кожаный ремень с прикрепленной к нему длинной веревкой с крюком на шее, с помощью которых они могли легко перетаскивать свое орудие на позиции. Наборы рычагов делали горизонтальную наводку орудия намного более эффективной, а винтовой подъемный механизм позволял наводить ствол в вертикальной плоскости более широко и более точно. Между станинами лафета в походном положении размещался малый зарядный ящик, где хранились боеприпасы для первых выстрелов. При установке на боевую позицию ящик переносился на орудийный передок. В комплектацию орудия был введен отвоз, длинный канат, связывающий заднюю часть лафета с орудийным передком. Это приспособление позволяло очень быстро переводить орудие из походного положения в боевое, особенно при действиях на отходе. Скругленный конец хобота орудийного лафета предотвращал увязывание орудия в земле при перемещении его с помощью отвоза.

Королевский вензель Людовика XV на бронзовой 12-фунтовой пушке системы Грибоваля

Королевский вензель Людовика XV на бронзовой 12-фунтовой пушке системы Грибоваля, отлитой Беранже в Дуэ 24 марта 1766 г.

Вообще было улучшено качество всей материальной части. Орудийные лафеты теперь делались более прочными и надежными. Колесные оси отныне изготавливались из железа вместо хрупкой древесины. Сами колеса делались гораздо более крепкими и увеличились в размере. Лошадиная сбруя получила деревянные дышла вместо прежних кожаных и веревочных. что позволило повысить ее прочность и упростило управление лошадьми. В упряжке лошади теперь размещались попарно, одна за одной, что значительно уменьшило протяженность колонн артиллерийских колонн на марше.

Начиная с 1764 года металл для отливки орудий представлял собой сплав, полученный путем добавления одного фунта олова на каждые десять фунтов меди. В литейных формах использовался песок самого лучшего качества, с добавлением некоторого количества глины, а сами формы изготавливались из металла, обычно олова. Орудия отливались сплошными, а канал ствола должен был в дальнейшем высверливаться. После отливки болванка вынималась из формы и охлаждалась. Благодаря сверлильной машине, изобретенной Марицем, литейщиком пушек из Страсбурга, канал орудийного ствола просверливался строго горизонтально по оси и точно по центру болванки.

Одной из наиболее важных характеристик системы, разработанной Грибовалем, был принцип единообразия всех ее компонентов. Цель состояла в том, чтобы любая деталь орудийного лафета, передка или зарядного ящика, была взаимозаменяема. В предшествующий период, хотя система артиллерии была одна и та же, существовало множество отличающихся между собой частей орудий, в зависимости от особенностей работы каждого кузнеца или мастера, который делал повозку. В результате получались части, хотя и однотипные на первый взгляд, но фактически отличающиеся друг от друга так, что замена одной на другую была невозможна. Особенно это сказывалось в ходе кампании, когда повреждения, случившиеся при транспортировке или из-за погодных катаклизмов, не говоря уже о вражеских действиях, было затруднительно устранить, пока кузнец или другой искусный мастер не подгонял деталь на замену. Для исключения подобных ситуаций Грибоваль ввел очень подробные спецификации, переданные во все артиллерийские мастерские, так что все компоненты изготавливались только одинаковыми, насколько это было возможно в то время.

Другим существенным пунктом у Грибоваля было внимание, обращенное на должностные обязанности солдат, которые обслуживали артиллерию. Для него обслуживание орудий было в значительной степени хаотическим занятием. После начала кампании в действующую армию направлялось требуемое число канониров, сопровождавших орудия, полученные из артиллерийских парков. Они доставляли эти орудия на поле боя, стреляли из них в сражении и возвращались с ними обратно в парки. После окончания боевых действий они уже не имели никакого отношения к этим конкретным орудиям, и для следующей кампании набирались совсем другие люди.

Перед реформами Грибоваля также совершенно хаотичной была роль канониров непосредственно в сражениях. Они могли получить приказ обслуживать сегодня 24-фунтовые орудия, а уже на следующий день им поручались 8-фунтовые пушки. Таким образом, для них оказывалось невозможным добиться максимального результата от своего орудия, поскольку едва ли можно было приобрести высокую квалификацию, постоянно меняя один калибр на другой. Еще одним отрицательным аспектом старой системы было то, что канониры практически не отвечали за конкретное орудие и могли пренебрегать уходом за ним.

В новой системе организация личного состава была изменена так, что канониры назначались обслуживать орудия только одного калибра, и следовательно, приобретали намного большую сноровку. Дополнительная польза извлекалась из того, что у артиллеристов появлялась намного большая привязанность к своим орудиям, что обеспечивало хорошую сохранность материальной части.

Транспортные средства, необходимые для передвижения орудий, были неотъемлемой частью системы Грибоваля. Предыдущие системы характеризовались большим разнообразием использовавшихся лафетов, орудийных передков и повозок для боеприпасов, в основном разработанными Сент-Реми в конце 17-го столетия. В системе Грибоваля с самого начала эти транспортные средства были спроектированы в комплексе с собственно орудиями. Для артиллерии одного калибра все орудийные лафеты и передки оказались взаимозаменяемыми благодаря единым планам их конструкций, которые использовались всеми изготовителями. Зарядные ящики вообще были одного образца, но все их детали были также взаимозаменяемыми. При этом их внутреннее устройство могло изменяться, в зависимости от типов перевозимых боеприпасов. Все орудийные лафеты, передки и зарядные ящики имели железные колеса, которые отличались большей прочностью и надежностью.

Зарядные ящики, или повозки для боеприпасов, были впервые предложены Грибовалем в 1754 году, хотя в войска они поступили только в 1765 году. Эти зарядные ящики изготавливались по единому проекту, который подходил для орудий всех калибров, благодаря тому, что его можно было приспосабливать к транспортировке различных видов боеприпасов.

Элементы системы Гибоваля

Элементы системы Гибоваля: бронзовая полевая пушка (8 или 12-фунтовая), орудийный передок и зарядный ящик (позади передка), 1786 г. Впереди стоят сержант, офицер и канонир в форме Королевского корпуса артиллерии.

              

Добавить комментарий