Окраска и отделка пушек

До 1760-х годов во французской армии орудийные лафеты, передки и прочие транспортные средства были окрашены в красный цвет, а железные части их конструкций — в черный. После введения системы Грибоваля эта схема окраски была изменена: основным цветом стал светло-сине-серый с сохранением чернения металлических частей. С 1790-х годов окраска вновь была изменена, теперь на оливково-зеленый цвет в сочетании с черным цветом. Оттенки оливкового цвета могли варьироваться, но стандартная рецептура красителя, узаконенная в 1789 г. генералом Гассенди, представляла собой смесь желтой охры и черной краски. В общем, во французской артиллерии оливковая краска приготавливалась путем добавления половины унции черной краски к пяти фунтам желтой охры (или 2,5 г желтой охры на 30 г черной краски). Краска черного цвета получалась из тщательно размолотого черного древесного угля, который затем размешивался в льняном масле; при нанесении на ровную поверхность такая краска давала глянцевый эффект.

Два канонира линейной артиллерии

Два канонира линейной артиллерии прочищают ствол пушки малого калибра при помощи банника с изогнутой рукояткой, 1807-1812 гг. Банник с изогнутой рукояткой выл введен Грибовалем специально для обслуживания легких пушек. Рядом стоит офицер пешей артиллерии Императорской гвардии.

Для окрашивания древесины применялась оливковая краска, получавшаяся по следующей технологии. Стандартная порция красителя весом 60 фунтов 8 унций требовала смешения 36 фунтов желтой охры, 3 фунтов тщательно размолотого черного древесного угля, 1 фунта 8 унций литарджа (litarge — свинцовый глёт, или закись свинца, чья химическая реакция с маслом помогала высыханию краски) и 20 фунтов льняного масла. Мастеровые тратили на эту работу три дня, и готовой порции было достаточно для покраски 18 зарядных ящиков.

Стандартная порция черной краски для металлических деталей конструкции требовала смешения 2 фунтов 8 унций тщательно размолотого черного древесного угля, 2 фунтов льняного масла и 2 унции литарджа. Для приготовления стандартной порции требовалось три часа.

Деревянные части орудийных лафетов, передков, зарядных ящиков и прочих повозок окрашивались в два слоя. Первый слой должен был быть «почти прозрачным» и краситель для него получался при добавлении 7 фунтов 8 унций разбавителя скипидара) к 14 фунтам оливковой краски, 2 фунтов 8 унций густого перегнанного масла и 1 фунта 4 унций скипидара. В результате железные части получались окрашенными в глубокий черный цвет.

Хотя стандартным был оливково-зеленый цвет, на картинах того периода встречаются изображения артиллерийских орудий в других вариантах окраски. Иногда пушечные лафеты показаны светло-сине-серого цвета или даже лакированными. Например, на гравюре Берка, написанной в 1809 году в Праге, можно видеть фургон 8-го батальона артиллерийского обоза, окрашенный как раз в светло-серо-синий цвет. В некоторых случаях, в частности, на гравюрах из Парижа, датированных 1800-1805 гг., изображены двухцветные лафеты и зарядные ящики. Орудийные лафеты и из передки показаны с колесами и крышками малых ящиков от боеприпасов зеленого цвета; а вот станины окрашены в одном случае в ржаво-красный цвет, а в другом же случае и лафет и колеса — полностью ржаво-красные. Зарядные ящики показаны окрашенными в ржаво-красный цвет, но крышки и передние колеса — зеленые. На картине, датируемой 1806 г. и изображающей Ульмскую капитуляцию 17 октября 1805 г.), орудийный лафет показан окрашенными полосами желтой охры и черной краски наподобие зебры. Такое разнообразие, возможно, было вызвано использованием красок или из старых запасов, сохранившихся еще со времен королевской армии, или недавно захваченных во вражеских магазинах.

              

Добавить комментарий