Береговая артиллерия флотских образцов

Как отмечено выше, пушки и мортиры, установленные на батареях береговой обороны, были преимущественно железными орудиями флотских образцов. Здесь необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что в период господства Наполеона береговая артиллерия на своих фортах и батареях располагала весьма значительной материальной частью. Приблизительный расчет показывает, что до 1815 г. там было установлено — и поддерживались артиллеристами береговой обороны в боевом состоянии — не менее 3 000 артиллерийских орудий.

В основном эти орудия можно разделить на две категории: старые орудия, которые больше не могли использоваться на кораблях, но еще сохраняли боевую ценность при установке на береговых батареях; и новые орудия, которые имели удовлетворительные характеристики, за исключением одной — они были слишком тяжелы для нормальной эксплуатации в условиях открытого моря. Все эти орудия, при квалифицированном обслуживании, полностью соответствовали задачам, стоящим перед береговой артиллерией. Немногие старые орудия сухопутных образцов также можно было встретить на береговых батареях, но, как правило, и орудия и их лафеты относились к флотским моделям.

На Иберийском полуострове французская артиллерия, которая попадала в руки союзников, представляла собой пеструю смесь самых различных орудий. В конце 1813 г., когда армия Веллингтона приблизилась к границам Франции, доля морских орудий в арсенале французской армии начала все более увеличиваться. Согласно рапорту, при форсировании Бидассоа 7 октября 1813 г. союзниками были захвачены четыре железных 24-фунтовых пушки на транспортных лафетах и восемь железных 8-фунтовых пушек на морских лафетах. Скорее всего, все они относились к железным орудиям морских образцов. 24-фунтовых пушки применялись в осадной артиллерии и, наиболее вероятно, были установлены на больших осадных лафетах Грибоваля; 8-фунтовые пушки попросту использовались как крепостные орудия, аналогично установленным на береговых лафетах. Месяцем позже, 10 ноября 1813 г., армия Веллингтона была уже на французской границе. Вступив на территорию Франции в Сен-Жан-де-Люз, союзники обнаружили там «очень сильные» укрепления, на которых имелось, помимо шести бронзовых полевых пушек, приблизительно 52 железных орудия , «установленных на крепостных лафетах». Эти орудия, как указал в своем рапорте подполковник Александр Диксон, португальские артиллеристы повернули против отступающих колонн французов. Часть французских канониров при штурме была заколота, но очевидно, большинству из них удалось уцелеть.

Береговая артиллерия

Береговая артиллерия. Заряжение 36-фунтовой железной морской пушки модели 1778 г., установленной на поворотной платфоме. Расчет откатил орудие назад и теперь заряжает его. Два канонира прибойником заталкивают снаряд в камору, в то время как третий затыкает пальцем запальное отверстие.

Во Франции, в отличие от Великобритании, сухопутная и военно-морская артиллерия относились к двум самостоятельным ведомствам. В Англии до 1859 г. Совет по артиллерии (Board of Ordnance) занимался проектированием орудий и для армии, и для Королевского флота. Во Франции армия и флот управлялись двумя отдельными и авторитетными министерствами. Все, что имело отношение к армии, находилось в ведении военного министерства, чьи многочисленные департаменты имели свои сферы ответственности. Системы артиллерии Грибоваля и XI года были разработаны только для сухопутной армии офицерами, которые принадлежали к артиллерийскому корпусу. Гораздо менее известно, что за проектирование и производство орудий, предназначавшихся для боевых кораблей, отвечало исключительно морское министерство. Поскольку именно на это министерство была возложена ответственность за администрацию французских колоний и за отдельные позиции береговой обороны Франции, неудивительно, что большую часть орудий Наполеона составляли морские орудия.

Морская артиллерия включала в свою номенклатуру орудия всех калибров, начиная от 4 фунтов и до 36 фунтов и даже до 48 фунтов; правда, в 1690-х годах было обнаружено, что последние слишком тяжелы для установки на кораблях. Сравнительно тяжелый вес морских пушек объясняется в первую очередь тем, что почти все они были изготовлены из железа. Из 7 774 орудий, имевшихся в 1768 г. в распоряжении флота, только 186 были отлиты из бронзы, а все остальные — из железа.

Бронзовые морские орудия изготавливались на правительственных литейных заводах, находившихся в Рошфоре и Тулоне, основанных в 1669 и 1667 годах соответственно. В Тулоне литейное производство было закрыто в начале 19-го столетия, а из Рошфора литейный завод в 1840 г. было переведен в Рюэль. Хотя, как указано выше, почти все тяжелые орудия были железными, литейные мастерские продолжали отливать поворотные бронзовые пушки в потребных для комплектования кораблей количествах. Металл для морских пушек использовался тот же самый, что и для сухопутных: 90 процентов меди смешивали с 10 процентами олова.

В 1790 г. имелось 8 728 орудий. Тремя годами позже, революционному правительству требовалось еще 6 000 штук, необходимых для вооружения проектируемого флота из 100 линейных кораблей и 160 фрегатов. Такая численность кораблей никогда не была достигнута, но производство орудий оставалось на высоком уровне, особенно в период 1807-1813 гг., когда Наполеон пытался восстановить французский флот после разгрома у мыса Трафальгар.

Новые орудия были разработаны для установки на боевых кораблях. Однако обнаружилось, что отдельные модели пушек получились слишком тяжелыми для размещения на палубах, и их пришлось передать на береговые батареи и форты, предназначенные для обороны военно-морских баз; разумеется, если они выдерживали приемные испытания. Такими орудиями укомплектовывались также укрепления, защищающие побережья французских колоний. Аналогично использовались орудия старых образцов, считавшиеся уже небезопасными для службы на кораблях в открытом морен но сохранившими свои боевые качества в достаточной степени, чтобы ими можно было вооружить батареи во Франции или на заморских станциях.

Железные 36-фунтовые пушки, в количестве 28 штук отлитые в 1782 г. в Индре, в среднем весили 3 906 кг, но вес отдельных пушек из этой партии колебался от 3 677 кг до 4 057 кг. Технические усовершенствования процесса литья позже привели к уменьшению этих отклонений от стандарта.

Проект орудий морской артиллерии в течение 18-го столетия изменился несколько раз. В 1721 г. был принят проект, остававшийся на вооружении, хотя и с некоторыми изменениями, до 1766 г., когда морские пушки были уменьшены в размерах и весе. Хотя правила, регламентирующие производство новых орудий, были выпущены в 1767 г., эти модели получили одобрение всех инстанций еще в предыдущем году и поэтому известны как орудия модели 1766 г.

Береговая артиллерия

Береговая артиллерия. Прицеливание 36-фунтовой железной морской пушки модели 1778 г., установленной на поворотной платформе. Орудие теперь выдвинуто вперед. Канонир устанавливает нужный угол вертикальной наводки передвижением деревянного подъемного клина; другой канонир помогает ему с помощью гандшпуга.

Добавить комментарий