Троянский конь

Мы оставили «Илиаду» на гробнице Гектора и открыли «Одиссею», чтобы найти Трою уже разоренной, а ахейцев пытающихся вернуться домой. Гомер упоминает троянского коня в трех коротких, случайных пассажах. Эсхил и Эврипид сообщают больше информации. Римский поэт Вергилий (70-19 гг. до н.э.) раскрыл тему троянского коня полнее, чем кто-либо до него. Он сообщает традиционный сюжет о том, что разграбление Трои произошло ночью, когда все спали, а из коня вылезли скрывавшиеся в нем греки. Вергилий говорит, что никакого боя не было, а была обычная резня, тщетные надежды, отвага старейшин и бесконечная вереница пленных женщин.

В одной их сцен второй книги «Энеиды» Вергилия мы находим подробное описание все истории с троянским конем. Прежде чем троянский конь появился, Лаокоон и его два сына погибли, успев предупредить горожан и грозящей им опасности. Тем не менее, торянцы завезли коня внутрь города, и судьба города была решена. По Вергилию троянский конь представляем собой абсолютное зло, взявшееся неизвестно откуда. Поздний греческий эпос изображает троянского коня в ярких красках. Уже Еврипид говорит о «позолоченной вещи». По его описанию грива была пурпурно-золотй, глаза из кроваво-красного аметиста с зеленым берилом, ряд оскаленных зубов, бронзовые копыта.

Анонимный автор Ilias Parva сообщает, что внутри лошади укрывалось 3 000 челове. В средние века это число сократили до тысячи. Гомер говорит, что в коне сидели «лучшие аргосцы», но называет по имени лишь пятерых. Стесихор сообщает о сотне воинов, Аполлодор о 50. Квинт Смирней называет число 30. Трифиодор перечисляет имена 23 воинов. Но по Вергилию в лошади находилось лишь девять человек.

Филостраг утверждает, и Дион Христозом подтверждает, что великий царь Персии Кир Великий тоже покорял так города. Позднее появилось мнение, что под троянским конем понимают звероподобный символ Посейдона, устроившего землетрясение, которое и позволило взять город. Наконец, более вероятным выглядит предположение о том, что под троянским конем следует понимать ассирийскую осадную машину.

«Ассирийский конь»

Гении осадной войны, ассирийцы активно использовали осадное устройство, которое называлось «летучей стеной». На барельефах изображены осадные машины со сверлами длиной около 5 м, заканчивающимися металлическим наконечником. Само сверло подвешивали на легкую деревянную раму длиной от 5 до 8 м и шириной от 1,5 до 2 м. Снаружи раму покрывали различными материалами, внутри находились солдаты. Рама обычно ставилась на четыре колеса, что позволяло перемещать ее вдоль насыпи, созданной из нескольких слоев камней и чурок, пересыпанных землей. В период правления Тиглатпласара III (745-727 гг. до н.э) и династии Саргонидов (726-705 гг. до н.э.) осадная машина имела более-менее кубическую форму, в ее передней части делалась башенка. Следует иметь в виду, что троянский конь был движущимся, к его копытам крепились колеса.

Рама ассирийской осадной машины покрывалась защитным материалом: холстом, войлоком или шкурой. Особый интерес представляют для нас рекомендации греческого ученого и солдата Энея Тактика. Для защиты горючих деревянных башен от огня он рекомендует покрывать их войлоком или шкурами. Эней также предлагает смочить поверхность машины уксусом, что по его мнению, должно повысить пожароустойчивость конструкции. Известно изображение осадной машины, экипаж которой поливает ее стенки уксусом, чтобы сбить пламя. То, что обшивка осадной машины сделана из мягкого материала, видно на рельефе из Лачиша. Рельеф это сделан в честь взятия Сеннахерибом (704-681 гг. до н.э.) города Лахиша в Иудее. Каждая осадная машина изображена покрытой шкурами, которые подвешивелись с помощью петель и колышков. Осадная машина также оснащалась длинным копьевидным буравом. Иногда внешне осадным машинам придавали формы животных. Разумеется, внутри машины находился экипаж.

Хотя осадные машины на ассирийских рельефах появились только при Ашшурнасирпале II (883-859 гг. до н.э.), документы из Мари и Хаттусас-Богазкёя показывают, что осадные машины использовались уже в XVIII в до н.э. Эти документы также сообщают нам, что осадные машины часто называли именами животных. «Дикий осел» использовался под Мари, а «деревянный единорог» под Хаттусас-Богазкёем. Похожие устройства изображены в гробнице чиновника XIII династии по имени Кхети в Бени-Хасан. Устройство вооружено длинным копьем с острым металлическим наконечником. В действие копье приводилось усилиями сразу трех человек. Копье установлено в своего рода переносной хижине, установленной под самой крепостной стеной. Копье использовали для разрушения стены, сложенной из саманного кирпича. Поскольку саманный кирпич использовался и при строительстве Трои VI, можно предположить, что троянский конь был именно осадной машиной: имеющей форму лошади, передвижной и с экипажем из нескольких человек.

Троянский конь

Троянский конь. Это реконструкция троянского коня, примененного у стен Трои.Защитники города вооружены метательным оружием, а именно пращами и сложными луками, а также метают зажигательные снаряды. Микенцы заняты сооружением осадных машин. Штурмовая группа микенцев несет штурмовые лестницы к стене, а вооруженные луками и пращами воины прикрывают их атаку из-за плетня.

              

Добавить комментарий