Древняя Греция

Катапульта и гастрафет

Изобретение катапульты
Историк Диодор Сикул сообщает, что катапульту (kataleptikon) изобрели в Сиракузах около 399 г. до Р.Х., в период правления там тирана Дионисия I. Однако, это оружие появилось не вдруг. В работе «Метательное оружие Ктесибия» (в русской историографии утвердилось название «О метательных машинах») римский изобретатель Герон Александрийский сообщает, что катапульта появилась как развитие прежних метательных машин — гастрафетов (gastraphetes). Другой автор, Битон, часто несправедливо обвиняющийся во лжи, описывает два усовершенствованных гастрафета, изобретенных Зопиром, жителем Таренция на юге Италии в конце V в. до Р.Х.  Читать далее

Усовершенствованные станковые луки

Достоверно известно, что станковые луки были известны ранее 399 г. до Р.Х. Битон описывает две машины, разработанные Зопиром, одну, примененную под Кумами в 421 г. до Р.Х., и еще одну, появившуюся в Милеете до 401 г. до Р.Х. Первый, так называемый горный гастрафет, имел ложе длиной 5 футов (1,5 м) и лук шириной 7 футов (2,2 м). У второго гастрафета ложе было длиной 7 футов (2,2 м), а ширина лука 9 футов (2,8 м). Вероятно, этот гастрафет стрелял одновременно двумя стрелами. Такие громоздкие машины не могли быть ручным оружием. Помимо больших размеров и массы, эти луки отличались повышенной мощностью. Поэтому их было невозможно взвести не только силой рук, но и даже за счет массы тела. В конструкции машин Зопира были два элемента, позднее оказавшиеся на торсионных катапультах: система взвода с воротом и станок. Читать далее

Греческая стрелометная катапульта

Машины IV в. до н.э.
Главным нововведением в конструкцию катапульты в этот период стала замена составного лука торсионными пружинами. Это был настоящий технологический рывок. Однако, потребовались годы, чтобы отшлифовать конструкцию. Герон подчеркивает это в своей работе: «Вам следует знать, что кодификация размеров получена благодаря многочисленным экспериментам. Первые инженеры, у которых была только идея, часто строили не слишком удачные машины из-за неправильно выбранных пропорций. Те же, кто пришел позднее, изменили размеры деталей, увеличив одни и уменьшив другие. Они получили более гармоничные машины, об этих-то машинах я и говорю». Читать далее

Конструкция метательных машин: пружинная рама

Если гастрафет использовал силу натяжения составного лука, катапульта оснащалась парой вертикальных торсионных пружин. Каждая пружина представляла собой моток волос или сухожилий, удерживаемый под напряжением на деревянной раме. Через моток продевалось деревянное плечо. Концы плеч соединялись тетивой. При взведении катапульты плечи оттягивались назад, закручивая пучки. В момент спуска пучки старались развернуться, возвращая рычаги в исходную позицию. Читать далее

Конструкция метательных машин: ложе и станок

Ложе катапульты состояло из ствола и затвора, как на гастрафете. Сзади к ложу крепился ворот, которым взводился затвор. Герон объясняет, что «Всю установку можно было поднять на основание, чтобы облегчить взведение. Ее можно было наводить вертикально или горизонтально. После того, как стрела наведена на цель, отпускалась тетива». Читать далее

Конструкция метательных машин: шайбы

Важными деталями катапульты были четыре бронзовые шайбы (choinikides), установленные на пружинной раме. Главным назначением шайб было удерживать железные рычаги (epizygides), которыми натягивались пружины. После того, как пружина натягивалась, рычаг укладывали в паз на верхней стороне шайбы. На нижней стороне шайбы имелась реборда, не дающая ей соскочить с отверстия на раме. Кроме того, по нижней кромке шайбы имелись отверстия, которым шайба крепилась к раме. Шайба имеет характерную форму. Поэтому удалось найти около 50 шайб. Из них 21 шайба найдена в Эпире на северо-западе Греции. Крепость на этом месте стояла с IV в. до Р.Х. и до момента разрушения ее римлянами 167 г. до Р.Х. Читать далее