Щиты и укрытия

Римляне часто вели осады в условиях пересеченной местности и наличия сложных укреплений. Поэтому римляне просто насыпали широкую насыпь, доходящую до края стены (agger). Во многих случаях, для этого следовало перенести многие тысячи кубометров грунта. Особенно высокие насыпи требовали деревянных укреплений по бокам. В 52 г. до Р.Х. при Аварикуме Цезарь построил насыпь высотой 24 м, так как осажденный город находился на холме посреди непроходимого болота. Ширина насыпи достигала 100 м. Работы велись под прикрытием двух осадных башен, с которых непрерывно обстреливали городские стены. Когда насыпь была готова, под прикрытием этих башен римляне пошли на штурм городской стены.

Столь объемные земляные работы не оставляли места для греческих черепах. Следовало прикрыть людей, несущих корзины с землей на протяжении всего опасного участка. Люди, работавшие в передней части насыпи, требовали дополнительной защиты. Поэтому римляне часто использовали так называемые виней (vinea). Вегеций описывает их как легкие деревянные постройки, открытые спереди и сзади, с боков прикрытые плетеными стенками и дощатой крышей. Снаружи виней обшивались шкурами для защиты от огня. Установленные одна к другой, виней образовывали своего рода коридор. Цезарь называл такие конструкции «открытыми туннелями» (cuniculi aperti).

Череду из виней возглавлял плутей (pluteus) — большой выпуклый плетеный щит с выгнутой крышей. Вегеций утверждает, что плутей имел треугольную базу с тремя колесами. При этом плутей был достаточно легким, чтобы его вручную могли перемещать несколько человек.
Винея и плутей повсеместно использовались римлянами при осаде укреплений. Третий вид укрытий — мускул (musculus) — встречался реже. Вегеций описывает мускул как небольшую машину, напоминавшую греческую черепаху, под прикрытием которой люди переносили под стены укреплений строительные материалы. Но здесь Вегеций явно ошибается. Из описания мускула, сделанного Цезарем при рассказе об осаде Массилии (49 г. до Р.Х.), явствует, что мускул представлял собой усиленную галерею, которую возводили в том случае, если артиллерия противника успешно боролась с легкими винеями. Таким образом, мускул представлял собой римский аналог греческой черепахи для рытья.

Мускул, построенный Цезарем, имел 18 м в длину, 1,2 м в ширину и 1,5 м в высоту. Мускул собирался из бревен толщиной 60 см, а снаружи целиком покрывался огнеупорным слоем из черепицы и глины. Снаружи мускул обшивали шкурами, чтобы глину не размыло водой. Перемещался мускул довольно необычно. Под него подкладывали катки, как под перетаскиваемый по земле корабль. После того как мускул подкатывали вплотную к городской стене, осажденные уже ничего не могли противопоставить римлянам, которые под надежной защитой подрывали основание одной из башен.

Аполлодор из Дамаска в своем труде «Полиоркетика», адресованном одному из римских императоров, описывает еще одну разновидность передвижного укрытия. Описывая способы взятия укреплений, расположенных на высоте, Аполлодор предлагает использовать укрепления, напоминающие корабельные носы (embolon). Можно предположить, что работа Аполлодора адресована Траяну, которому в ходе второй войны с даками (105/6 гг.) приходилось часто брать крепости, расположенные на вершинах холмов. Аполлодор также выстроил знаменитый мост через Дунай в начале этой кампании. Как следует из текста книги, Аполлодор и прежде служил императору, очевидно, участвуя в первой войне с даками (101/2 гг.).

Обороняющиеся, пользуясь своим преимуществом в высоте, скатывали на осаждающих бревна, телеги с камнями, тяжелые бочки. Аполлодор предложил перехватывать эти предметы и отводить их в сторону с помощью диагональных рвов и усиленных палисадов. Кроме того, он рекомендовал штурмующим укрепления солдатам укрываться за «черепахой, напоминающей по форме нос корабля». Треугольный щит с усиленным носом отклонял летящие сверху тяжести. Щит не имел крыши и был достаточно легким, чтобы его можно было катить вручную. Выкатив щит на место, солдаты закрепляли его с помощью кольев. Применение таких укрытий проиллюстрировано на Траяновой колонне. Обычно эту сцену интерпретируют совершенно неверно. Но там отчетливо видны три «корабельных носа», отражающие летящие с вершины холма бочки.

Осада города, изображение с арки Септимия Севера. Осадная башня с тараном видна в левом нижнем углу.

Осада города, изображение с арки Септимия Севера. Осадная башня с тараном видна в левом нижнем углу.

              

Добавить комментарий