Эвтигоны Витрувия

К 20-м гг. до Р.Х., когда Витрувий при ступил к описанию эвтитона в своем фундаментальном труде, в конструкции эвтитона произошли некоторые изменения. Во-первых, римские единицы измерения были немного меньше аналогичных греческих. Во-вторых, римляне разработали собственную терминологию. Так, внутренний диаметр шайб вместо слова diametros римляне называли foramen, а сами шайбы из choinix в римской литературе получили название modioulus. Кроме того, римские авторы торсионную артиллерию обозначали собирательным термином tormenta, отдельные экземпляры именовали catapulta, а самые маленькие образцы называли scorpio. Этим нововведения не ограничились. В тексте Витрувия отчетливо видны изменения, внесенные в конструкцию пружинной рамы эвтитона. Если у Филона вертикальные стойки рамы по высоте равнялись 3,5 диаметрам пружины, Витрувий говорит о 4 диаметрах. Наоборот, горизонтальные опоры рамы у Филона равны 6,5 диаметрам, у Витрувия —только 6. Таким образом, пружинная рама Витрувия была выше и уже.

Это делало метательные машины более компактными, что полностью подтверждается испанскими находками, о которых речь шла выше. Две вертикальные стойки пружинной рамы, соединявшиеся со стволом в жесткую конструкцию, на римских катапультах были заменены одной центральной стойкой двумя отверстиями: верхним для затвора и нижним для крепления ствола. Кстати сказать ствол и пружинная рама в римской литературе обозначаются терминами canaliculus и capitulum.

Шайбы стали еще толще, чем раньше. Например, шайбы 3-го типа из Эфиры имели высоту 0,4 диаметра. Эти шайбы относились к ранним катапультам III в. до Р.Х. Шайбы 5-го типа из Эфира уже имели высоту 0,5 диаметров, также как и чуть более крупные шайбы из Ампурии. Эти два типа шайб уже относились к середине II в. до Р.Х. Шайбы из Каминреала, датируемые I в. До Р.Х. имели высоту 0,6 диаметра, также как и шайбы из Махдии, относящиеся к тому же периоду. Шайбы, найденные в Кремоне, и датируемые уже началом нашей эры, имели в высоту 0,7 диаметра. Очевидно, что высота шайб постепенно увеличивалась и ко временам Витрувия уже полностью отошла от рекомендованных Филоном пропорций.

Другое изменение затронуло плечи катапульты. Их концы в спущенном состоянии выступали дальше вперед. При этом угол взведения увеличился с 35 гр до 47 гр. Благодаря этому пружина накапливала больше энергии. Все перечисленные выше изменения в конструкции привели к увеличению мощности метательных машин.

Новый римский эвтитон

Новый римский эвтитон

Баллиста с железным каркасом впервые появляется на колонне Траяна. Там баллиста установлена на деревянной платформе с деревянными бортами, очевидно, для защиты расчета. Хотя Вегеций сообщает, что каждую машину обслуживал расчет из 11 человек, на колонне Траяна видны только двое, вероятно, наводчик и заряжающий. Машина представляет собой увеличенный вариант хиробаллистры, с учетом пружинной рамы, обнаруженной под Лионом. Станок и ворот добавлены художником по своему усмотрению.

              

Добавить комментарий