Осадные машины Греции и Рима

Греческие и римские осадные машины

Укрепления вокруг средиземноморских городов в V-IV вв. до Р.Х. представляли собой большой круг. Весь город охватывала стена, которую строили с учетом особенностей местности. Стены шли по вершинам холмов, потенциально опасные участки усиливались башнями. Периметр иногда имел чрезмерную протяженность, но в этом не было большой беды, так как стена не имела постоянных защитников. Если часовые видели, что противник готовит штурм стены на определенном участке, они поднимали тревогу. Благодаря коротким коммуникациям защитники быстро перебрасывали свои силы на угрожаемый участок. Кроме того, защитники старались максимально использовать естественные препятствия, поэтому нападающие редко когда могли быстро подойти к стене в большом количестве. При правильной обороне, городские укрепления были неприступны, если только осаждающие не применяли осадную технику. Читать далее

Македонские осадные башни

Простейший способ солдатам ворваться на стену — использовать штурмовую лестницу. Однако, этот маневр всегда связан с опасностью. Лестница крайне неустойчива, и ее легко опрокинуть. Кроме того, ползущий по лестнице человек подвержен атакам сверху. Появление осадных башен сделало штурм городских стен менее опасным. По мосткам солдаты перебирались сразу на стену. Использование башен при осаде Моти в 398 г. до Р.Х. может послужить примером. Чтобы ускорить захват города карфагенянами, Дионисий фактически ввел осадные башни в пролом стены. С этих башен солдаты ворвались на стены и крыши близлежащих домов. Читать далее

Осадная башня Посидония

Слово helepolis означает «берущий города». Обычно под этим словом понимают гигантские сооружения Деметрия Полиоркета, построенные в конце IV в. до Р.Х. Однако осадная башня имеет долгую историю. Полиид известен как «человек, построивший осадную башню при Византии» во время безуспешной осады города Филиппом в 340 г. до Р.Х. Хотя никаких подробностей об этой башне неизвестно, скорее всего, ее использовали для обстрела городской стены и прилегающих к стене кварталов. Термин helepolis в то время применялся к любой осадной машине внушительных размеров. В античную эпоху этим словом короткое время обозначали таран, но с IV в. до Р.Х. термин закрепился за осадными башнями. Башня Посидония, описанная Битоном, была построена для Александра Великого около 330 г. до Р.Х. Читать далее

Осадная башня Эпимаха

Спустя одно поколение, Эпимах построил осадную башню для Деметрия Полиоркета. осаждавшего Родос в 304 г. до Р.Х. Об этом эпизоде мы узнаем сразу от четырех античных авторов: Атенея и Витрувия, Диодора Сикула, а также от биографа Деметрия — Плутарха, писавшего около 100 г. от Р.Х. Все четверо черпали информацию из более ранних, утраченных для нас источников, возможно даже из работ самого Эпимаха. В частности, текст Диодора по стилистике очень похож на техническое описание. Читать далее

Способ перемещения осадных башен

Никто из античных авторов не сообщает о том, как перемещались осадные башни. Ксенофонт, бывший современником Дионисия, пишет, что персидский царь Кир, живший в середине VI в. до Р.Х. использовал восемь быков для того, чтобы протащить 3-этажную башню высотой 12 локтей (5,5 м), на которой стояло 20 воинов. В действительности, это не была осадная башня. Кир использовал данную башню в открытых сражениях, используя ее в качестве платформы для лучников и наблюдателей. Читать далее

Черепаха для заполнения рвов

Массивные колесные осадные башни требовали надежных подъездных путей. На пути осадной башни не должно было быть заметных неровностей. Кроме того, башни были очень требовательны к твердости грунта. В 332 г. до Р.Х. при штурме Газы Александр Великий потерял одну башню, увязшую в песке. Кроме того, в середине IV в. до Р.Х. многие города окружали себя рвами. Эти рвы нужно было засыпать, иначе башню было невозможно подвести к стене. В греческом мире искусственные насыпи, которые обычно сооружали римляне, были неизвестны. Однако греки выравнивали грунт перед башнями. Работу по расчистке подходов греки проводили под укрытием так называемой черепахи (testudo или chelone chostris). Черепаха представляла собой навес на колесах. Навес имел такую форму, что все попадавшие в него камни просто рикошетировали и отлетали в сторону. Читать далее