Македонская фаланга

Боевой опыт македонских воинов

Боевой опыт воины получали в виде одной из двух форм: соперничество на поле боя и участие в осаде. Во втором случае сарисса становилась бесполезной. Не удивительно, что при описании осад особое внимание уделялись гипаспистам и их командирам.

При подготовке регулярного сражения было важно, чтобы солдаты отдохнули и поели перед боем. Не менее важно было настроить солдат на бой. Решение этих задач лежало на командующем. Кроме того, командующий должен был принести перед боем жертву. Хотя полководцы часто под влиянием неблагоприятных предзнаменований откладывали сражения или старались его избежать (о таких случаях особенно много рассказывает Ксенофонт), другие полководцы сами создавали нужные им предзнаменования Читать далее

Боевой опыт македонских воинов (II)

Когда командующий появлялся перед своими солдатами, те приветствовали его «по-македонски, а потом подняли с земли щиты, ударили в них сариссами и воинственно закричали, вызывая врагов на бой, так как их полководец был теперь с ними» (Плутарх, «Эвмен», 14.11). Началу боя обычно предшествовала перестрелка. Застрельщики, израсходовав боеприпасы, отступали с передней линии: «Когда армии сблизились на расстояние выстрела, персы обрушили на воинов Александра град стрел. Поток стрел был столь плотным, что стрелы сталкивались в воздухе. Македонцы несли потери. С обеих сторон трубачи протрубили сигнал к атаке. Македонцы прокричали свой боевойо клич, персы ответили тем же. От холмов, окружавших поле боя, вернулось эхо» (Диодор Сицилийский, 17.33.3-4). Читать далее

Верования македонских солдат

Хорошо известно, что солдат лучше сражается, когда уверен в своих товарищах по оружию. В этом случае солдат сражается вместе с товарищами и за них. Он боится уронить свою честь, показаться трусом. Но еще большую роль в поддержании боевого духа воина играют культурные условия и усилия пропаганды, верования, передающиеся из поколения в поколение и стремление к правде — все это заставляет даже самых трусливых идти на войну. Фалангиты, которых война на долгие годы забросила на край ойкумены, оторвала от дома и родных, имели множество совершенно разных мотивов, заставлявших их идти в бой: от низменной жадности до высокого идеализма. Читать далее

Наемники и союзники македонцев

Наемники служили Александру за деньги. Кроме того, в составе армии Александра были части, предоставленные Коринфским союзом, которым двигало желание отомстить Персии за ужасы Персидских войн (490 и 480/479 гг. до н.э.). После взятия персидских столиц — Вавилона, Сусы, Персеполя и Экбзтан — союзнические части расформировали. Союзники, поначалу удовлетворенные тем, что Греция добилась мирового господства, вскоре были разочарованы тем, что Александр назначал варваров на важные административные должности и брал их в армию. Читать далее

Элитный гипаспист — гвардия Александра

Гипасписты представляли собой отдельную категорию — гвардию Александра. В гвардию отбирали наиболее физически крепких и храбрых солдат. Требования к гипаспистам были жестче, а уровень потерь среди них выше. Гипасписты резко выделялись среди прочих воинов своей экипировкой и вооружением. Им поручали более трудные и опасные задания. Гипасписты первыми взбирались на городскую стену, первыми врывались в брешь, командиры гипаспистов гибли чаще, чем кто-либо еще в армии Александра. Читать далее

Гомосексуализм в македонской армии

Следует заметить, что формированию полкового духа в значительной степени способствовало то, что среди солдат процветала педерастия. В античной Греции гомосексуальные отношения между старшими и младшими считались не только нормальными, но и всячески поощрялись. Читать далее