Наказания в македонской армии

Уровень дисциплины в македонской армии был заметно выше, чем в армиях других греческих государств. В руках царя была абсолютная власть, царь определял поведение своих офицеров. При необходимости военачальники могли быть наказаны, как был наказан любитель горячих ванн, о котором мы рассказывали выше. К солдатам предъявлялись столь же высокие требования, что и к офицерам. Историки Александра мало сообщают о наказаниях за мелкие провинности, но представляется, что телесные наказания были обычным делом. Так, порке подверглись «пажи» Гермолай и Афтонент. В греческих армиях за мелкие нарушения солдат в полной выкладке заставляли стоять неподвижно долгий период. Подобное наказание применялось и в македонской армии, такому наказанию подвергся один из «пажей» Филиппа II — Архедам (Элиан, Varia Historia, 14.48).

Сцена убийства на саркофаге Александра

Сцена убийства на саркофаге Александра. Возможно, здесьпоказана казнь пленного. У жертвы нет никакого оружия или доспехов. Палачи или убийцы экипированы как гоплиты или гипасписты. Жертву умерщвляют прямым мечомксифосом. Многие видят в этой сцене умерщвление Пердикки в Египте, хотя никаких дополнительных доказательств тому нет.

Архедаму наказание пошло на пользу, в дальнейшем он сделал неплохую карьеру и стал гипаспистом. Нельзя сказать, что такое наказание было слишком жестоким – экипировка педзетайров была легкой. Нарушителей также могли перевести служить в «дисбат» (ataktoi), где требования к солдатам отличались большей жесткостью, и за каждым осуществлялся постоянный контроль.

Предпринимались меры для защиты имущества, а также женщин, находившихся в обозе. Хотя изнасилования были обычным делом при разграблении городов, те женщины, которые перешли в собственность солдат, получали защиту. Плутарх сообщает о таком случае: «Узнав, что два македонянина, служившие под началом Пармениона, — Дамон и Тимофей, обесчестили жен каких-то наемников, царь письменно приказал Пармениону в случае, если это будет доказано, убить их, как диких зверей, сотворенных на пагубу людям» (Плутарх, Alexander, 22).

За ношение одежды не по чину и небрежное отношение к экипировке налагался штраф, по крайней мере так было при Филиппе V: «…их следует наказать в соответствии с записанными правилами. Те, кто не носит положенного оружия: два обола за kottybos, столько же за konos, три обола за сариссу, столько же за махайру, два обола за поножи, драхму за щит. На офицеров штраф накладывается в двойном размере, а также две драхмы за панцирь и одну драхму за нагрудник».

Konos — разновидность шлема, что такое kottybos не известно. Известно, то в греческом языке удвоенное -ss-, часто переходило в -tt- (thalassa — thalatta, «море»). Слово kossymbos известно, оно означает разновидность плаща.

За серьезные преступления солдаты приговаривались к смерти путем побивания камнями или забрасывания дротиками. Вот два примера. В первом случае казнили зачинщика мятежа при Описе в 324 году. Арриан, который симпатизировал Александру более других историков, пишет: «Александр соскочил с трибуны вместе с другими военачальниками, приказал схватить явных смутьянов и подстрекателей и сам рукой указал щитоносцам, кого надо взять. Взяли человек тринадцать. Александр приказал вести их на казнь» (7.8.3).

О казни рассказывает Квинт Курций Руф: «…гнев царя уже перешел в ярость. Итак, он снова велел несколько поколебавшимся исполнителям казни топить в реке [Тигре] связанных» (10.4.2).

Во втором случае, мятеж, вспыхнувший уже после смерти Александра, подавили более жестоким образом: «Тогда Пердикка, увидев их смущение и покорность, отделил от остальных примерно 300, человек, которые последовали за Мелеагром, когда он вырвался из первого собрания, происходившего после смерти Александра, и на глазах у всего войска подставил их слонам. Все они были растоптаны этими зверями и ни Филипп, ни сам он не воспрепятствовал этому» (Квинт Курций Руф, 10.9.18).

              

Добавить комментарий