Пехота армии Александра Великого на марше

Каждый декас имел слугу, отвечавшего за транспортировку тяжелого багажа. В помощь слуге был дан вьючный мул или осел. После завоевания Египта во время азиатских кампаний начали использоваться верблюды, обладавшие большей грузоподъемностью. Обозные слуги назывались эктакты (ektaktoi), то есть сверхштатные, поскольку они не сражались в строю. Главным багажом декаса была палатка. Мы не знаем, сколько воинов жило в каждой палатке — весь ряд, полуряд или четверть ряда. Палатки перевозили в водоустойчивых кожаных чехлах, которые после установки палаток разворачивали и использовали как тенты. При форсировании рек эти же чехлы сшивали и наполняли соломой, создавая плавучие мосты. По этим мостам обычно переправляли животных, а люди форсировали реки на надутых кожаных мешках для воды. Кожаные мешки с водой транспортировали вьючные животные, они же везли железные колья палаток и растяжки. Нам известно об использовании топоров, а также о том, что каждый декас перевозил с собой ручную мельницу; вероятно, иные инструменты только выдавались декасам.

На марше пехота обычно двигалась с оружием, но неудобный шлем заменялся на каусию (kausia) — македонскую шапку, по форме напоминающую берет. Воины также несли личный багаж. Нам известно, что он включал постель; в Индии воины спасались от змей, на веревках подвешивая постели к деревьям. В багаж каждого солдата также входила чашка для питья и другая личная утварь. Люди сами несли свои съестные припасы; пищу готовили во время привалов. Приготовление пищи было делом медленным и трудным до тех пор, пока в Средние века в обиход не вошло кресало из кремня и стали. В греческой военной практике было нормальным переносить огонь в глиняных сосудах. Огонь могли переносить слуги, вероятно, вместе с небольшим количеством сухого хвороста.

Остальное солдатское имущество перевозилось в обозных телегах, так же как и трофеи. Больных также перевозили в обозе, возможно, для них предназначались особые санитарные телеги. Помимо телег обоз включал метательные и осадные машины. Обоз двигался позади армии и защищался арьергардом; его сопровождали солдатские семьи и маркитанты.

Интересный отрывок из текста Курция Руфа (VI.2.16) описывает сцену в лагере, когда прошел слух, будто царь решил возвращаться в Македонию: «Солдаты как безумные бросились к своим палаткам и начали укладывать свои вещи для похода; можно было подумать, что был дан сигнал собираться в путь. Крик солдат, разыскивающих своих товарищей по лагерю и нагружающих повозки, достиг ушей царя».

Македонская пехота

Македонская пехота

1. Аконтист
Не сохранилось ни одного хорошего изображения легкого пехотинца армии Александра. Тем не менее одна фигура с «Саркофага Александра» со значительной долей вероятности может быть прочитана как изображение представителя аконтистов и, таким образом, использована в качестве основы для реконструкции внешнего облика легких пехотинцев. Фигура с саркофага вполне может изображать и спешенного всадника, однако если все-таки это образ пехотинца, то перед нами представитель именно легкой пехоты, так как на него надета не эфаптида, характерная для воинов тяжелой пехоты, а македонский плащ, закинутый за левое плечо, чтобы освободить обе руки. Фигура изображена обнаженной; вполне возможно, что легкая пехота шла в бой лишь в плащах, но, с другой стороны, передача обнаженной натуры могла быть лишь эстетическим приемом, поэтому к нашему изображению мы добавили еще и тунику. На ноги легкого пехотинца вполне могли быть надеты башмаки. В работе Хамди Бея и Рейнака фигура с саркофага описана как бьющая дротиком персидского всадника, однако, по-видимому, это утверждение ошибочно: в подобной ситуации воин должен был использовать меч. Цвет плаща сильно пострадал, возможно, он был пурпурным (того же оттенка, что и у гетайров) или красным. Пурпур может указывать на элитное подразделение, возможно, агриан. Однако все это лишь наши догадки.

2. Соматофилак
Образ заимствован с «Саркофага Александра». В оригинале фигура обнажена (но снабжена щитом и шлемом). Золотая окантовка гребня шлема и перья (реконструированы) указывают на офицера или старшего солдата, хотя поножи и панцирь отсутствуют. Туника может иметь длинные рукава или представлять собой эксомиду, ее цвет может быть как пурпурным, так и красным. Медальон на щите изображает Александра в одежде персидского царя. Если это эмблема таксиса, то можно предположить, что воин скорее принадлежит к соматофилакам или гипаспистам, нежели к педзетайрам.

З. Союзный греческий гоплит
Образ заимствован с «Саркофага Александра». В руках у гоплита бронзовый щит, на котором может быть изображена эмблема города, приславшего данное подразделение. На голове воина изображена только повязка, однако в ногах лежит его шлем.

            

Добавить комментарий