«Царские дети»

Еще во времена Филиппа детей македонской знати отсылали ко двору царя и делали «царскими детьми» (basilikoipaides). При дворе эти подростки продолжали свое образование, служа в то же время заложниками верности своих родственников. Если кого-то из македонцев признавали виновным в измене, обычай требовал вырезать всю его семью. Никто не имел права назначить «царским детям» наказание поркой, кроме самого царя. Знатная молодежь получала образование в области философии и других общих дисциплин, однако более всего они занимались охотой и игрой в сфайру — силовую игру с мячом, сходную с регби.

Наиболее важной целью в воспитании было привить знатной македонской молодежи верность царю. Живя при дворе, «царские дети» одновременно были призваны исполнять обязанности, не намного отличавшиеся от обязанностей рабов. Они прислуживали царю за столом, охраняли вход в его спальню, чистили царскую ванну, готовили ему постель и по указанию царских рабдофоров выполняли все служебные функции в царском хозяйстве. Они сопровождали царя на улице. Они принимали его лошадь от конюха, подводили к царю и помогали последнему сесть. Они следили за царским оружием и сопровождали царя на охоте. «Царские дети» также выполняли некоторые обязанности по обслуживанию «личных гетайров».

Две мозаики из Пеллы изображают молодых придворных на охоте. Одеждой им служит белый прямоугольный плащ, скрепленный фибулой. В двух случаях плащ украшает красная кайма; двое юношей носят белые шляпы от солнца. Видимо, на мозаике изображены «царские дети».

«Царских детей», если они подходили для этого, готовили к службе царскими телохранителями или же прочили в аристократическую конницу гетайров.

Гейтары и "царские дети"

Гейтары и «царские дети»

1. Гетайр в одежде для охоты
Образ заимствован из сцены охоты с «Саркофага Александра». Этот гетайр снял с себя панцирь и заменил ксистон на более короткое охотничье копье. Кайма покрывающей лошадь шкуры в данном случае красная — возможно, в соответствии с цветом илы.

2. Один из «царских детей» в одежде для охоты
Образ заимствован с мозаики из Пеллы, изображающей двух юношей на охоте. На других мозаиках с охотничьими сценами можно встретить похожие плащи, однако полностью белого цвета, а охотники вооружены кописами и топорами. На голове мужчины — не каусия, а белая шляпа от солнца.

3. «Личный гетайр» в одежде для охоты
Цвета одежды этой фигуры реконструированы по изображению на «Саркофаге Александра». Известно, что эллинистические цари жаловали своим придворным и «друзьям» плащи как знак особого расположения. По всей видимости, этот охотник — «личный гетайр» Александра.

Мозаики в царском дворце Пеллы часто изображают сцены охоты с участием молодых npudeopmix, вероятно «царских детей». Они носят небольшие плащи белого цвета, иногда отделанные красной каймой.

Мозаики в царском дворце Пеллы часто изображают сцены охоты с участием молодых npudeopmix, вероятно «царских детей». Они носят небольшие плащи белого цвета, иногда отделанные красной каймой.

            

Добавить комментарий