Армия Александра Великого: источники информации

Сопоставляя личности Наполеона и Александра, мы без труда можем прийти к следующим результатам: оба были очень успешными военачальниками, оба — невысокого роста, оба мечтали о завоевании мира, оба пережили неудачи и оба стали легендарными. Однако современная литература не предоставляет достаточного количества информации, которая позволила бы провести сравнение армий великих полководцев. Существуют книги о крупнейших битвах и кампаниях Александра, книги о его полководческом искусстве и о некоторых особенностях его армии, но нет книг, посвященных его армии в целом.

Причины такого состояния дел выявить нетрудно. Подробности о царствовании Александра мы узнаем из узкого круга работ, написанных спустя столетия после его смерти. Эти работы часто повторяли друг друга и нередко содержали ошибки. Труды ученых XX в. заметно расширили наши познания об особенностях македонской армии, но многие проблемы до сих пор еще ждут своего разрешения. Мы ограничим предмет исследования армии Александра в состоянии на конец 331 г. до н.э., когда были произведены реформы, но история ряда подразделений прослежена и после этого рубежа. Таким образом, настоящий текст является не исчерпывающим исследованием, а скорее введением в тему «Армия Александра».

Мы следовали основанной на изучении изобразительных материалов древности идее, что полки армии Александра 2300 лет назад были одеты в униформу. Для нас важны два археологических источника. Первым является так называемая «Мозаика Александра» из Дома Фавна в Помпеях — римская копия созданной ранее картины, возможно картины Апеллеса, изображавшей переломный момент в битве Александра с персами. Цветная репродукция мозаики содержится в большинстве иллюстрированных книг об Александре.

Второй же источник — «Саркофаг Александра», принадлежавший зависимому от великого македонца царю Сидона Абдалониму, — находится ныне в Археологическом музее в Стамбуле и не так хорошо известен широкому читателю. Раскраска рельефов саркофага (сцены охоты и битвы македонян с персами) была сильно повреждена при раскопках в конце XIX в., тем не менее она позволяет реконструировать цвета одежд воинов из армии Александра. Роспись постепенно и довольно быстро разрушалась как во время раскопок, так и после них. В одной из ранних публикаций, посвященных некрополю в Сидоне (О. Hamdy Bey, Theodor Reinach. line nucropole royale a Sidon. Paris, 1892), присутствовали гелиохромии саркофага, которые, несмотря на их в целом низкое качество, добавляют некоторые штрихи к данным фундаментального издания о саркофаге: F. Winter. Der Alexandersarkophag aus Sidon (Strassburg, 1912). Обе упомянутые книги являются библиографической редкостью, и найти их можно только в нескольких библиотеках.

Некоторую информацию можно почерпнуть в книге: G. Mendel. Catalogue of Sculptures in the Museum (эту информацию следует воспринимать с некоторыми оговорками), а также в издании: Volkmar von Graeve. Der Alexandersarkophag und seine Werkstatt (Berlin, 1970), в которых приведены специальные фотографии, зафиксировавшие следы уже невидимой невооруженным глазом росписи.

Александр Македонский

Александр Македонский

1. Александр в одежде старшего офицера гетайров
Образ заимствован с мозаики с изображением битвы при Иссе. На мозаике туника и плащ изображены пурпурно-серыми, но основой служила картина возрастом в несколько столетий, и краски на ней выцвели. Плащ на мозаике поврежден, но при сопоставлении с фигурами на «Саркофаге Александра» его край реконструируется как желто-золотой. Зеленый пояс на панцире и зеленая кайма покрывала из шкуры на лошади, видимо, указывают на царскую илу. Обычно царь сражался в беотийском шлеме.

2. Всадник конницы гетайров
Образ заимствован с «Саркофага Александра». Обычно гетайры носили белые панцири, но, возможно, они не были столь богато украшены. Вместо греческой подстилки для сидения на лошади использована персидская. Цвет каймы покрывала и пояса должен, видимо, указывать на илу.

Добавить комментарий