Юрты кочевников

Некоторые степные жители обитали не в кибитках, а в войлочных юртах, или говоря по-монгольски, в герах. Юрта представляет собой деревянный каркас диаметром от 6 до 12 метров, обтянутый войлоком. Вмещает юрта от пяти до пятнадцати человек. Этот вид жилища до сих пор встречается в Средней Азии и Монголии. Войлок тоже изобретение степных народов. Его изготавливают из шерсти овец, коз, верблюдов, яков или коней. Войлок идеально защищает от ветра и холода, а также отличается долговечностью. Родословная юрты насчитывает более 2000 лет. Археологические находки, такие как войлок и ковры из пазырыкских скифских захоронений, отчетливо указывают на то, что юрты имелись уже у скифов. Гораздо позже, в 1247 году, францисканец де Бридия, дает описание юрты, весьма похожее на то, что юрта представляет собой в наши дни: «Их дома круглые по форме, сделаны из небольших веток и кольев. Сверху имеется круглое окно, через которое выходит дым и проникает свет. Крыша и дверь из войлока. Они разные по размеру, но их размеры позволяют их переносить с места на место».

Юрта кочевников

Юрта кочевников. Для установки или разборки юрты требуется всего один час. Летом полог, закрывающий дверной проем, закатывается вверх.

Юрта подходит для любой погоды, выдарживая даже свирепые степные ветра. Монгольская юрта строится вокруг решетки, называемой хана. На эту решетку опираются стропила крыши, называемые уни. Другим краем стропила соединяются с круглой деталью, называемой тоно или тогха. Эта деталь образует окно, через которое из юрты выходит дым. Снаружи весь этот каркас покрывается толстым войлоком (исегей). Войлок обвязывается снаружи веревками. Окно вверху можно закрывать и открывать изнутри с помощью веревок. Внутренняя площадь юрты имеет жесткое планирование. Вход всегда повернут на юг, так как самые холодные ветра всегда дуют с севера. Если войти в юрту, то слева будет женская половина, а справа – мужская. Напротив двери – почетное место, которое отводится старикам. Гостей сажали «на десять часов», то есть как бы между мужской и стариковской частями юрты. Устройство юрты обуславливалось не только культурными традициями, но и практическими соображениями. Действительно, кочевники часто меняют место стоянки, поэтому разборка и установка юрты должна представлять собой отработанный до автоматизма процесс.

Юрта разбирается и устанавливается за час. В военном походе воины могли спать и под открытым небом. Уже в IV веке до н.э. жители восточных степей носили своего рода кафтан, называемый дел, который был достаточно мягкими для того, чтобы не стеснять движения всадника, но и достаточно толстым, чтобы, завернувшись в него, можно было провести ночь в степи под открытым небом. Подобную одежду имели и представители других кочевых народов. Аммиан предполагает, что гунны изобрели седло потому что «…не все они могут вести бой в пешем строю, но зато почти приклеены к своим коням. Иногда они сидят в седле боком, выполняя в такой позе обычную работу. Они на конях днем и ночью. Они верхом покупают и продают, едят и пьют, отдыхают и даже крепко спят, склонившись на шею животного». (Аммиан, 31.2.6). Не участвующие в боевых действиях члены племени – женщины, дети и старики – сопровождая мужчин в крупных походах или дальних переселениях, жили в юртах.

Найдя пастбище для скота, кочевники останавливались и жили на новом месте столько, сколько позволяли местные ресурсы. Когда по каким-либо причинам жить на прежнем месте становилось неудобно, племя снималось и искало новое место. Первые подтвержденные археологические следы кочевников относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. При этом кочевники продолжают жить и в наши дни, хотя все большее число из них переходит к более удобному городскому образу жизни.

              

Добавить комментарий