Парфянский выстрел

«Они сидят на своих конях, повернув лук в сторону противоположную от противника. Затем следует быстрый разворот и выстрел. Они всегда стреляют несколько вверх, в результате стрела поражает цель, падая с неба, что придает ей дополнительную силу, чему я могу привести математическое доказательство. Стреляя, он держит оба глаза открытыми и действует столь быстро, что вторая стрела, выпущенная вслед за первой, попадает в цель одновременно и рядом».

северный варвар

"Северный варвар", статуэтка периода правления династии Тан (618-907гг.) Лук со снятой тетивой убран в чехол на левой стороне седла. Покрой головного убора и рукава кафтана позволяет без труда стрелять из лука. Лицо "северного варвара" явно относится к индоевропейскому, а не монголоидному типу. Возможно, это представитель племени тохаров, обитавшего к северо-западу от Китая.

Такими словами описал конного лучника Николас Витсен, датский дипломат XVII в., отправленный в «Татарию». Не удивительно, что кочевники произвели на европейцев такое сильное впечатление. Вероятно, легендарные человеко-кони кентавры из греческих мифов представляют собой описание кочевников, которые практически неотделимы от своих коней. Точный выстрел, сидя на лошади, можно сделать только в тот момент, когда мчащийся галопом конь отрывает все свои ноги от земли. Прицеливание производится инстинктивно. Тренированный человек бессознательно учитывает характеристики лука, определяет расстояние до цели, берет поправку на перемещение свое и мишени.

Каждый выстрел из лука — это сложный математический расчет, с привлечением сведений из физики и геометрии. Разумеется, простой кочевник проделывает все это эмпирически, основываясь на своем безграничном опыте. Каждый выстрел уникален. Кроме перечисленных факторов, надо учесть, что в бою в кровь человеку выбрасывается адреналин, всаднику также необходимо управлять лошадью, а также не отрываться от отряда. За время длительных тренировок у воина вырабатывается интуиция, которая позволяет ему стрелять из лука не напрягая разум, высвобождая внимание для решения других задач.

Конный лучник похож и не похож на пешего лучника. От конного лучника не требуется быть превосходным стрелком, но обязательно — быть превосходным наездником. Стреляя из лука, всаднику приходится управлять лошадью одними ногами. При этом надо учесть, что бросать поводья приходится на полном скаку в условиях реального боя. Поэтому лошадь должна быть надежной, а всадник — искусным. Для большинства наездников потерять поводья означает падение с лошади, но для степных лучников — это базовый навык. Управлять конем без рук необходимо не только в бою, но и выпасе скота, когда руки заняты шестом с петлей на конце — ургой, с помощью которого можно вытащить из стада нужное животное. Навыки, необходимые для охоты, вообще мало чем отличаются от тех, что необходимы для войны.

Кроме управления лошадью без рук, от всадника требуется одинаково ловкое владение обеими руками. Это позволяет совершать «парфянский выстрел» в любой бок. Выстрел назад — наиболее сложный прием. Название «парфянский выстрел» дали этому приему римляне, которые столкнулись с парфянскими конными лучниками. «Парфянский выстрел» производится на скаку прочь от противника. Воин натягивает лук, одновременно разворачиваясь корпусом назад, и делает выстрел. Все это происходит как одно, перетекающее из фазы в фазу движение. Парфянский выстрел очень трудный прием, а в отсутствии стремян крайне трудный.

Чтобы было удобнее маневрировать луком, воины обычно стригли гривы коней.

              

Добавить комментарий